2 апреля в здании президиума Российской академии наук состоялось очередное заседание Совета РАН по космосу. На этот раз члены совета обсудили будущее внеатмосферной астрономии и актуальные проекты в этой сфере исследования космоса.

Заседание Совета РАН по космосу по традиции открылось вступительным словом председателя совета, президента Российской академии наук Александра Сергеева. Им был задан главный вопрос заседания — перспективы развития внеатмосферной астрономии. Сергеев отметил, что наблюдение за космосом только с Земли во многом тормозит и ограничивает ученых. Чтобы расширять горизонты, нужно выходить за атмосферу Земли и вести наблюдения из открытого космоса.

Выход за пределы атмосферы Земли позволил ученым сделать множество новых открытий, причем подавляющее большинство из них не были ожидаемы. Запуск уникального космического интерферометра "Радиоастрон" — самого крупного физического прибора, когда либо реализованного людьми, позволил реализовать рекордное угловое разрешение благодаря своим впечатляющим диаметрам — около десяти метров.

По словам руководителя АКЦ ФИАН академика Николая Кардашева, "Радиоастрон" позволил подтвердить давно высказанную теорию, предсказывавшую, что ядра квазаров могут излучать яркость больше установленного предела. Размеры Земли не позволяют проверить эту теорию без выхода за пределы нашей атмосферы. Наблюдения "Радиоастрона" доказали, что квазары на самом деле как минимум в десять раз ярче, чем предполагалось. Учеными также были обнаружены ультракомпактные области экстремальной яркости квазаров, чего никто из них даже не мог предположить.

"Радиоастрон" также позволил подробно изучить активное ядро близкой к нам эллиптической галактики Персей A и построить карту релятивистского джета, зарождающегося в окрестностях центральной черной дыры. Благодаря уникальному расширению "Радиоастрона" можно изучать и "внутренности" этого джета. Была измерена ширина основания джета и исследованы детали структуры размером до двенадцати световых дней.  Эти наблюдения позволили доказать механизм «запуска» джета, за который отвечает не черная дыра, как предполагалось ранее, а аккреционный диск вокруг нее.

Кардашев отметил, что благодаря "Радиоастрону" были совершены открытия, которых никто не ожидал. В Америке их даже в шутку называют "unknown unknowns". "Радиоастрон" позволил использовать диапазон длины волн в 92 сантиметра, который используется для изучения пульсаров. Однако известно, что, хотя они и экстремально компактны, они даже для "Радиоастрона" выглядят как точки. Таким образом, ученые обнаружили новый эффект рассеяния радиоволн в межзвездных облаках плазмы.

Было установлено, что субструктура рассеяния мешает прямому наблюдению космических объектов, искажая их изображения. При их рассмотрении на фоне рассеянного изображения космического объекта оказываются рассыпаны мельчайшие точки. Зато субструктура рассеяния позволяет определять структуру, плотность и характеристики турбулентности межзвездного пространства между Землей и наблюдаемыми радиоисточниками.

Академик Рашид Сюняев говорил о "мечтах" исследователей космоса — о проекте "Спектр-РГ", который пока еще находится на Земле и ждет своего запуска. Основными приборами обсерватории являются семь телескопов с оптикой косого падения. Это совместный российско-германский проект, главной задачей которого станет создание детальной карты неба в рентгеновском диапазоне длин волн. Обсерватория будет сканировать небо в широком энергетическом диапазоне, с высокой чувствительностью и угловым разрешением. "Спектр-РГ" попытается ответить на вопрос, как проходила эволюция галактик, как они рождались, "шли в детский сад, а потом в школу" — будут изучены все этапы развития галактик.

Замечаний к платформе проекта "Спектр-РГ" сегодня нет, отметил генеральный конструктор
НПОЛ Александр Ширшаков. Он также отметил, что запуск проекта состоится 21 июня 2019 года в 16 часов 44 минуты на космодроме Байконур, резервная дата — 12 июля 2019 года. Сейчас подходят к концу последние испытания, по завершении которых будет начата упаковка аппарата.

Научный руководитель ИНАСАН Борис Шустов рассказал о третьем аппарате серии "Спектр" — научно-космическом проекте "Спектр-УФ", который в народе часто называют "российский Хаббл". Он разрабатывается в партнерстве с испанскими учеными. Обсерватория будет запущена для изучения физико-химических свойств планетных атмосфер, физики атмосфер горячих звёзд, природы активных галактических ядер, межгалактических газовых облаков и гравитационных линз, а также, что очень важно, для поиска скрытых барионов. Проект будет запущен в 2024 году, и к этому времени это будет единственный спектроскопический прибор в космосе.

В конце заседания члены совета еще раз обсудили результаты рабочей поездки руководства Российской академии наук в Соединенные Штаты Америки и перспективы сотрудничества с американскими коллегами в области исследований космоса.