Группа учёных из Хаддерсфилдского университета (Великобритания) и университета Модены и Реджио-Эмилия (Италия) проанализировали археологические находки из скалистого утёса в Такаркори в юго-восточной Ливии. Сейчас там пустыня, однако около 10000 лет назад это место было частью «зелёной Сахары», и там росли дикие злаки. В Такаркори было найдено более 200000 семян, собранных в небольшие круги, что навело исследователей на мысль, что охотники и собиратели, жившие там в древние времена, пожинали и хранили злаки, что было ранней формой земледелия.

Однако обнаруженные скопления могли быть сделаны муравьями, которые способны перемещать семена с места на место. Доктор Стефано Ванин из Хаддерсфилдского университета проанализировал большое количество образцов и пришёл к выводу, что насекомые не были вовлечены в перемещение семян, и это важный аргумент в пользу предположения, что именно люди собирали и хранили зерновые.

В Такаркори также были сделаны и другие важные археологические находки, к примеру, остатки корзины, сплетённой из корней, которая могла использоваться для сбора семян. Кроме того, химический анализ найденной там глиняной посуды показал, что в ней готовили супы из злаков и сыр.

Одно из важнейших заключений опубликованной исследователями статьи состоит в том, что, хотя дикие злаки, которые выращивали люди в древней Сахаре, считаются «сорняками» в контексте современного сельского хозяйства, они могут быть важным источником пищи в будущем. Эволюционные механизмы, которые помогли этим растениям выжить в меняющихся условиях далёкого прошлого, делают их ценным объектом для исследования во времена глобального потепления.

[Иллюстрация: University of Huddersfield]