В любви к жирной пище виноваты гены

Ученые из Кембриджа нашли первый ген, напрямую влияющий на вкусовые предпочтения человека.

Ученые из Кембриджского университета под руководством Садаф Фаруки (Sadaf Farooqi) нашли первый ген, работа которого напрямую влияет на вкусовые предпочтения. Мутация в гене MC4R оказалась ответственной за любовь к пище, насыщенной жирами, а точнее предпочтению жирной пищи сладкой, богатой быстрыми углеводами. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Nature Communications, о них также сообщается на сайте университета.

Участникам этого эксперимента предстояло есть кавурму — индийское блюдо из курицы с карри. На трех тарелках перед каждым добровольцем блюдо отличалось по содержанию жиров — 20%, 40% и 60%. Попробовав все три вида, можно было съесть любое количество из любой тарелки. На этом трапеза в интересах науки не заканчивалась: добровольцам приносили десерт из клубники, безе и взбитых сливок. Он также был разложен в три тарелки, но в данном случае при одинаковом количестве жиров различалось количество сахара — 8%, 26% и 54%.

Собрав данные по предпочтения добровольцев, ученые объединили их в условные группы. Больше всего их заинтересовала группа людей, выбиравших самую жирную кавурму, но в то же время — самый несладкий десерт. Поскольку у всех участников эксперимента также изучался геном, исследователям удалось установить, что за такой тип предпочтений отвечает мутация в гене MC4R.

Ученые попытались объяснить, зачем человек в ходе эволюции мог получить такую мутацию. По их мнению, такой тип вкусовых предпочтений помогал древнему человеку выжить, толкая их на поедание высококалорийной жирной пищи, а не сладких фруктов. «Когда пищи мало, нам требуется энергия, чтобы запасать ее и использовать тогда, когда нам это нужно. Каждый грамм жира дает в два раза больше калорий, чем белки или углеводы, и он легко запасается в теле. Такая программа помогала нашим предкам бороться с голодом», — пояснил Фаруки. Сегодня же известно, что ген MC4R связан с заболеванием ожирением, то есть в современном мире эта эволюционная программа стала давать обратный эффект вреда здоровью.

ген mc4r генетические мутации гены жирная пища