Найденная окаменелость принадлежала дицинодонту, который получил имя Lisowicia bojani. Его тело похоже на тело носорога, клюв – на клюв черепахи, а весил он как африканский слон, – около 9 тонн. Палеонтологи говорят, что это поразительное существо предлагает новый взгляд на рассвет эпохи динозавров.

Устоялось мнение, что во время позднего триаса (триасовый период начался примерно 250 миллионов лет назад и длился около 50 миллионов лет), ранние млекопитающие и их родственники отступили в тень, в то время как динозавры выросли до огромных размеров и заняли лидирующие позиции.

Новая окаменелость подрывает эту теорию. Часть скелета, описание которого дано в Science, принадлежит древнему травоядному животному – дицинодонту. У этих животных практически не было зубов – лишь два коротких бивня. Еще их выделял рогатый клюв, похожий на клюв современных черепах. Дицинодонты являются частью большой эволюционной группы – синапсидов, – которая включает также предков млекопитающих, и они были одними из самых разнообразных наземных животных, обитавших на Земле с середины пермского периода до среднего триаса (примерно 270 – 240 миллионов лет назад). Летопись окаменелостей говорит о том, что к тому времени, когда жил Lisowicia bojani, его группа уже находилась в упадке. И даже во время своего расцвета дицинодонты не доросли до таких же размеров, как ранние динозавры.

Палеонтологи обнаружили окаменелые останки Lisowicia bojani в глиняной яме в деревне Лишовице, примерно в 100 километрах к северо-западу от Кракова, на юге Польши. В течение 11 лет полевых работ они раскопали более 1000 костей. Ученые не сразу поняли, что перед ними останки дицинодонта – отчасти потому, что размеры животного были внушительными. Сначала его отнесли к зауроподам, самым крупным травоядным животным, жившим в тот период: длина их тела могла достигать 11 метров. Но фрагменты черепа и кости конечностей позволили определить животное как самого крупного, последнего дицинодонта, который когда-либо был найден. По оценкам ученых, длина его тела достигала 4,5 метров, а высота – 2,6 метра.

[Изображение: Science]