В Приморском парке Никитского сада открылась интерактивная научно-популярная экспозиция «Живые динозавры», в рамках которой посетители имеют уникальную возможность не только увидеть, как выглядели гигантские рептилии, обитавшие на нашей планете десятки миллионов лет назад, но и получить о них самую полную информацию.

По словам директора Никитского сада, член-корреспондента РАН Юрия Плугатаря, «оживающие» модели динозавров выполнены в полный рост из материалов, максимально приближенным к натуральным не только визуально, но и на ощупь. Все они снабжены датчиками движения, и, чувствуя приближение человека, начинают двигаться и издавать разнообразные звуки, так что Приморский парк превратился в настоящий Парк Юрского периода, наполненный грозным рычанием древних обитателей планеты. Ящеры открывают и закрывают глаза, показывают открытую пасть и даже «дышат», что производит на посетителей неизгладимое впечатление. Ощущение, что они вот-вот сорвутся со своего места и побегут.

«Живые динозавры» - совместный проект Никитского сада и Палеонтологического института РАН. Сейчас здесь представлено 15 фигур ящеров разных видов и размеров, среди которых гигантский крокодилоподобный саркозух, птеродактиль и анкилозавр, пахицефалозавр и эдафозавры, великан апатозавр, 15-метровая шея которого с небольшой головой возвышается над парком и хорошо видна даже с берега моря, и гроза джунглей грозный тиранозавр рекс, мощный рёв которого сотрясает округу. «О каждом динозавре имеется подробная информация: когда и где он жил, как выглядел, чем питался, какой образ жизни вёл и каких мог достигать размеров, - рассказывает Юрий Плугатарь. - Для нас всё это важно ещё и потому, что в Никитском саду «живут» растения - ровесники динозавров, которые их пережили и отлично себя чувствуют. Секвойядендроны и гингко, тисы и платаны, папоротники и каменные дубы помнят поступь этих удивительных животных. Таким образом, показывая «жизнь» ящеров среди естественной природной среды, мы привлекаем внимание и к нашим зелёным богатствам».

Кроме того, в парке действуют настоящие раскопки. Каждый ребёнок или взрослый посетитель имеет возможность взять кисточку и лопатку и попытаться раскопать выполненный из гипса скелет динозавра, ощутив себя палеонтологом.

Интерес к теме «ужасных ящеров» у Национального научного центра РАН «Никитский ботанический сад» отнюдь не случаен. Здесь были обнаружены кости самых поздних динозавров, обитавших на нашей планете, возраст которых 66-68 млн лет. Эта находка представляет исключительный научный интерес, поскольку может пролить свет на тайну их исчезновения и позволяет лучше понять, какими они были в действительности.

По определению палеонтолога Рябинина, обнаруженный крымский динозавр принадлежал к птицетазовому типу. В современных сводках он рассматривается как гадрозаврид неясного систематического происхождения - то есть, у палеонтологов ещё имеется немало работы.

Ископаемые останки этого динозавра сейчас экспонируются в научном музее НБС. По словам директора ПИН РАН академика Алексея Лопатина, это уникальный экспонат, представляющий огромную научную ценность. Одновременно здесь представлен срез окаменевшего дерева из коллекции ПИН РАН, произраставшее в Крыму в то же время, когда эту местность населяли динозавры.