Оказывается, расцвет млекопитающих наступил задолго до окончания эпохи динозавров. Кстати, отчего же они все-таки вымерли? Некоторые виды рыб настолько развиты, что способны пользоваться орудиями. А за развитие эпидемии ожирения и диабета у современных людей ответственна генетическая мутация, возникшая у доисторических приматов. Хотя в наше время ученые уже могут предотвращать некоторые наследственные болезни при помощи современной генетики. Об этом и многом другом — в новом номере журнала «В мире науки».

Доисторические истории

Сразу два материала этого номера связаны с одними из самых знаменитых ископаемых существ — динозаврами.

Палеонтологи Стивен Брюсатт из Эдинбургского университета и Чжэ-Си Ло из Чикагского университета рассказывают о новых открытиях в эволюции млекопитающих.

Первые окаменелые остатки челюсти млекопитающего были обнаружены еще в конце XIX века, но с тех пор на протяжении почти двух столетий в теории эволюции млекопитающих было больше вопросов, чем ответов. Причина в том, что окаменелостей этой группы животных было крайне мало. Но обнаруженные за последние 15 лет многочисленные окаменелости позволили ученым проследить эволюционный путь млекопитающих. Если раньше считалось, что во времена господства динозавров на протяжении десятков миллионов лет млекопитающие находились в тени и практически не эволюционировали, то новые данные показали, что важнейшие качества, приведшие их к успеху, ранние млекопитающеобразные приобрели еще задолго до вымирания гигантских рептилий.

В частности, к этим особенностям относятся строение зубочелюстной системы, структура слухового аппарата, крупный головной мозг и собственно вскармливание детенышей материнским молоком, которое обеспечивало быстрый рост и высокий уровень метаболизма. Каким образом именно эти особенности привели к эволюционному успеху — в статье «Взлет млекопитающих».

Во втором материале Стивен Брюсатт рассказывает о величайшей загадке науки — о том, почему вымерли динозавры, царившие на Земле миллионы лет. Основная теория заключается в том, что рептилии погибли после столкновения Земли с гигантским астероидом. И действительно, хотя так и было, последние данные говорят о том, что к моменту катастрофы динозавры уже находились на грани вымирания из-за разрушения их экосистем. А оно в свою очередь было вызвано климатическими изменениями, в частности — падением уровня моря. И если бы астероид упал на несколько миллионов лет раньше, они вполне могли бы выжить. Подробности — в статье «Что убило динозавров».

Умные рыбы

Все мы с детства помним историю об обезьяне, впервые взявшей в руки палку, и о том, что это сделало из нее человека. «В мире науки» публикует адаптированный отрывок из книги этолога Джонатана Бэлкомба «Что знают рыбы: внутренняя жизнь наших подводных собратьев». В нем рассказывается о видах рыб, которые тоже умеют использовать орудия. Например, губаны разбивают раковины моллюсков при помощи камней и умеют планировать свои действия! А это значит, что рыбы гораздо умнее, чем мы думаем.

Нетрадиционная генетика

Кевин Стросс, главный врач Клиники для детей с особенностями развития в Пенсильвании, рассказывает об уникальной истории сотрудничества молекулярных генетиков и закрытых общин «скромных людей» — амишей и меннонитов, живущих в США. «Скромные люди» исповедуют анабаптизм и с XVIII века живут изолированно. В их коммунах запрещены электричество, телефон и другие современные технологии. Они носят традиционную одежду и стараются не обращаться к врачам, у них нет медицинских страховок.

Но из-за того, что амиши много поколений закрыты от других, в их сообществе накопился ряд мутаций, которые приводят к развитию серьезных нарушений у детей, наследующих ген с мутацией. Закрытое сообщество стало идеальной средой для изучения, лечения и предотвращения подобных болезней. Силами общины для этой цели построили клинику, которая финансируется тоже «скромными людьми» и в которой их детей лечат от наследственных болезней, а ученые открывают для себя много нового. Подробности — в статье «Геномика для людей».

Также в номере:

— специальный репортаж, посвященный достижениям искусственного интеллекта — теперь компьютеры умеют учиться;

— о том, какую пользу нашему мозгу приносят видеоигры;

— о создании самых точных в мире часов — лазерных;

— о том, что к пандемии ожирения нас привела древняя мутация у приматов;

— о том, как бурение нефти приводит к землетрясениям;

— об изучении популяций диких тигров;

— о том, почему так сложно сделать шагающего робота