По данным ВОЗ, шизофрения входит в десятку ведущих причин инвалидности – 60% пациентов получают инвалидность, неустойчивая трудовая адаптация отмечается у 90% пациентов. В Российской Федерации, согласно статистическим данным, заболеваемость шизофренией составляет 6,5 человек на 100 тыс. населения. Ученые всего мира давно пытаются разрешить загадку возникновения шизофрении. В последние десятилетия в мировой научной литературе регулярно появляются сведения о роли множества генов в этиологии и патогенезе этого заболевания. Практически все авторы рассматривают только уникальные или малокопийные гены, то есть те, которые представлены в геноме в малом количестве копий. Однако две трети ДНК человека содержат повторяющиеся последовательности, и эти повторы играют большую роль в функционировании клеток.

Специалисты лаборатории молекулярной биологии МГНЦ впервые обратили внимание на тандемные повторы в геномах пациентов с шизофренией. Эти повторы относят к малоизученным областям генома. Повторы – это одни и те же последовательности ДНК, которые дублируются по нескольку раз, они могут быть расположены на одной хромосоме или на нескольких. Сегодня среди тандемных повторов наиболее изучен теломерный повтор. Показано, что количество его копий уменьшается при старении, окислительном стрессе и при патологии.

Количество копий повторов в геноме невозможно определить с помощью обычных методов, таких как секвенирование и ПЦР. В лаборатории молекулярной биологии МГНЦ  разработали уникальный метод, который позволил определять содержание в геноме тандемных повторов на большом количестве образцов ДНК человека. Впервые на больших выборках (1770 человек) было определено содержание двух тандемных повторов – рибосомного и повтора сателлита III (Sat III).

- В рамках прошлого гранта Российского научного фонда мы исследовали группу пациентов с шизофренией, лечение которых оказалось успешным, и они вышли в ремиссию. Теперь, вновь получив поддержку фонда, мы сосредоточим усилия на той группе, в которой терапия не принесла ожидаемого результата, - рассказала заведующая лабораторией молекулярной биологии Светлана Костюк. - Метод включает совместное определение четырех показателей в одном и том же образце выделенной ДНК клеток: числа копий рДНК, содержания SatIII, теломерного повтора (TR) и маркера окисления ДНК (8-oxodG). Мы сосредоточены на фундаментальных исследованиях, но они будут иметь прикладное значение – на основе этих данных предполагается создать методику, которая позволит врачам, опираясь на анализ геномных повторов, прогнозировать эффективность лечения шизофрении.

Номер гранта РНФ 18-15-00437-П «Роль рибосомных генов в этиологии и патогенезе шизофрении. Прогностическое значение свойств комплекса рибосомных генов больного в ответе на терапию шизофрении».

Информация предоставлена пресс-службой Российского научного фонда