Об этом говорят найденные окаменелости возрастом 183 миллиона лет – микроскопические отпечатки клеточных стенок планктона, вдавленные в поверхность древнего органического вещества. Открытие, сделанное учеными из Великобритании, Швеции и США, показывает, что планктон был более устойчивым к изменениям климата в прошлом, чем предполагалось, сообщает Университетский колледж Лондона. Результаты исследования представлены в журнале Science

Отпечатки одноклеточного планктона – или кокколитофориды – играют важную роль в современных океанах, обеспечивая большую часть кислорода, которым мы дышим, поддерживая морские пищевые сети и улавливая углерод в донных отложениях. Это тип микроскопического планктона, который окружает свои клетки твердыми известковыми пластинами – кокколитами. Именно эти пластины обычно окаменевают в горных породах.

Несмотря на свои микроскопические размеры, кокколитофориды могут быть очень многочисленны в современном океане, и их можно увидеть из космоса в виде облачкоподобных цветков. После смерти их известковые экзоскелеты опускаются на морское дно, накапливаясь в огромных количествах, образуя камни, такие как мел.

Прошлые записи показывали, что численность этих окаменелостей снизилась в результате нескольких прошлых событий глобального потепления. Это позволило предположить, что планктон сильно пострадал от изменения климата и закисления океана. Тем не менее, новое открытие говорит об обратном.

В новом исследовании ученые сосредоточились на тоарском океаническом аноксическом событии – промежутке быстрого глобального потепления в ранней юре (183 миллиона лет назад). Оно было вызвано повышением уровня CO2 в атмосфере. Исследователи обнаружили «призрачные» окаменелости, связанные с этим событиями, в Великобритании, Германии, Японии и Новой Зеландии, а также с двумя аналогичными событиями глобального потепления в меловом периоде: океаническим аноксическим событием в Швеции (120 миллионов лет назад) и в Италии (94 миллиона лет назад).

Обнаруженные окаменелости чрезвычайно малы: их длина составляет примерно пять тысячных миллиметра (в 15 раз тоньше человеческого волоса), но детали первоначальных пластин все еще прекрасно видны. Они вдавлены в поверхность древнего органического вещества, хотя сами пластины растворились.

«Призрачные окаменелости показывают, что нанопланктон был в изобилии, разнообразен и процветал во время прошлых потеплений в юрском и меловом периодах, тогда как в предыдущих записях предполагалось, что планктон разрушился из-за подкисления океана, – объясняет профессор Ричард Твитчетт из лондонского Музея естественной истории. – Эти окаменелости переписывают наше понимание того, как известняковый нанопланктон реагирует на потепление».

[Фото: S.M. SLATER, P. BOWN / SCIENCE JOURNAL]