Обнаружен механизм, запускающий гены — в ДНК кукурузы

Генетика может получить новый вектор развитию, благодаря открытию американских ученых, обнаруживших в ДНК кукурузы элементы, которые могут быть ответственны за «включение» и «выключение» генов.

Группа ученых из Университетов штата Флорида и штата Айова (США) под руководством Хэнка Басса (Hank Bass) обнаружила, что особые структуры, так называемые G-­квадруплексы (G4), встречаются на протяжении всей хромосомы, причем в определенных и явно не случайных местах. Исследователи считают, что такое особое расположение G4 говорит о выполнении ими определенной функции, и предположили, что это функция «запуска» и «отключения» генов. Результаты работы ученые описали в статье, опубликованной в журнале Journal of Genetics and Genomics.

Ученые изучали генетический материал кукурузы с целью выяснить, в каких местах имеют тенденцию располагаться G-квадруплексы. Это особые структуры, в отличие от более привычной для нас двойной спирали ДНК, они состоят сразу из 4 сплетенных нитей. Идентифицированы учеными они были достаточно давно, но до сих пор не было определенных данных об их функции и особенностях. Настоящее же исследование позволяет ученым предположить, что именно G-квадруплексы играют важную роль особого «выключателя» для генов.

Команда Басса предполагает, что конкретно в случае с исследуемой ими кукурузой работа G4 помогает растению преодолевать абиотический стресс, например, резкое снижение уровня кислорода. В целом же, открытие может открыть совершенно новое направление в развитии генетики. В дальнейшем ученые планируют изучить, каков механизм работы этих элементов.

g4 днк запуск генов кукуруза