Международная группа ученых впервые обнаружила доказательства инертного газа на экзопланете WASP-107b. Открытие сделано на основе наблюдений, которые проводил космический телескоп «Хаббл», сообщают астрономы в журнале Nature.

Экзопланета WASP-107b является газовым гигантом размером с Юпитер, который вращается вокруг высокоактивной звезды K-типа. Землеподобная планета находится на расстоянии 200 световых лет от Земли в созвездии Девы и была обнаружена лишь в 2017 году. Используя спектроскопию, ученые смогли найти гелий в верхней атмосфере этой планеты. Сила обнаруженного гелиевого сигнала была настолько велика, что ученые полагают, что верхняя атмосфера WASP-107b простирается на десятки тысяч километров.

Анализируя спектр света, проходящего через верхнюю часть атмосферы экзопланеты, астрономы смогли обнаружить присутствие гелия в возбужденном состоянии. В своем исследовании ученые использовали новый метод: они измеряли сигналы инфракрасного света, а не ультрафиолетового, как это делали прежде. Команда полагает, что эта новая техника может открыть новые пути для изучения атмосферы других экзопланет, размер которых близок размеру Земли. Ее планируют использовать в дальнейшем при изучении данных, которые будут получены телескопом «Джеймс Вебб» – его запуск планируется в 2020 году.

Гелий является вторым по распространенности элементом во Вселенной (после водорода). Впервые он был обнаружен английским астрономом Норманом Локьером на Солнце в 1868 году. Ученый назвал элемент в честь греческого бога Солнца – Гелиоса. Гелий является одним из основных компонентов Юпитера и Сатурна, в атмосфере Земли он содержится в небольших количествах: вместе с другими газами (водород, метан, углекислый газ, аргон, неон и прочие) он составляет лишь 1% всего ее состава.

[Фото: Phys.org]