Фигурки божества Птах-Патек из египетской пасты

Фигурки божества Птах-Патек из египетской пасты

 

Экспедиция Института археологии РАН обнаружила при раскопках возле города Очамчира (Республика Абхазия) святилище колхидской культуры, датируемое VIIV веками до н.э. Найденные в культурном слое предметы – античные нашивки и бусины, фигурки греческих и египетских божеств, импортная греческая керамика в сочетании с вкопанным в пол святилища обтесанным камнем-«идолом» свидетельствуют о сильном влиянии античной цивилизации на культуру древнего населения Колхиды и добавляют новые данные, позволяющие реконструировать религиозные представления местных племен (в данном случае – колхов) и их связи как с греческим миром, так и с кобанской культурной общностью. Каменный «идол» – первая находка на территории Абхазии и крайне редкая для всего региона: ранее на Северном Кавказе единственный подобный идол был найден в святилище кобанского поселения Сауар на территории Северной Осетии.

«Мы уже четвертый год проводим раскопки на окраине Очамчиры, на городище древнего Гиеноса. В V – начале VI века на этом месте находился византийский храм, окруженный оградой, с кладбищем и вымощенным камнем двориком. Найденное святилище находится непосредственно под слоями, относящимися к храму,  – это любопытный факт, который указывает на особое отношение жителей к этому месту», – сказал руководитель совместной российско-абхазской Очамчирской археологической экспедиции ИА РАН Александр Скаков.

О существовании Гиеноса (Гюэноса) известно из упоминания в «Перипле обитаемого моря» античного мореплавателя Псевдо-Скилака. Перечисляя названия племен, живших на берегах Черноморского побережья Кавказа, он упомянул колхов и город Гиенос: «А за этими колхи и полис Диоскурида, и греческий полис Гиэнос, и река Гиэнос, и река Херобий, река Хоре, река Арий, река Фасис и греческий полис Фасис, и дорога вверх по реке 180 стадиев в большой варварский город, откуда была Медея...». На сегодняшний день Гиенос  единственный точно локализованный полис на территории Абхазии, так как доримские слои Диоскуриады и Питиунта до сих пор не обнаружены.

Значительная часть древнего города была снесена при постройке морского порта в 1935–1936 годах. Из трех холмов, на которых был построен Гиенос, остался только один, восточный. 

Археологические исследования показали, что город Гиенос возник не позднее начала – первой половины VI века до н.э. В 1980-х годах на городище Гиеноса были обнаружены остатки ранневизантийского храма, а возле него – погребение с конскими черепами и деталями узды, украшенными узорами в зверином стиле. Во время раскопок было найдено множество артефактов, среди которых  очень редкие, например, свинцовый саркофаг, не имеющий аналогий в Северном и Восточном Причерноморье.

Золотые нашивки и бронзовая фигурка античного божества

Золотые нашивки и бронзовая фигурка античного божества

 

В 2022 году российско-абхазская Очамчирская археологическая экспедиция ИА РАН исследовала слои, лежащие под византийскими напластованиями. У юго-западного угла основной части храма, рядом с церковным фундаментом, частично разрушившим этот памятник, было обнаружено святилище колхидской культуры. Исследователи расчистили пол святилища, которым служила галечная вымостка. В полу, на высоте около десяти сантиметров от фундамента храма, был вкопан вертикально установленный в ямке и обложенный другими камнями обтесанный камень – каменный «идол».

Каменная вымостка была усеяна обломками античной керамики, значительная часть которой была аттического и ионийского происхождения. Именно она позволила установить датировку памятника: VIIV века до н.э. – это время, на которое приходится расцвет города Гиенос. Среди других находок  серебряная монета (ее происхождение будет уточнено после реставрации), небольшое число обломков железных клинков и ножей, массивные железные гвозди, стеклянные бусины.

Основную часть находок составляют предметы, произведенные в греческих мастерских. Более 30 предметов, собранных на центральной части вымостки, – это изделия из золота: нашивки, серьги, бусины, пронизи, кулон. На нашивках изображены птицы (лебедь и гриф), божества, встречаются композиции с двумя зверями со змеиными хвостами (сюжет так называемой «змееногой богини», удерживающей в руках двух фантастических чудовищ).

«Нашивками, скорее всего, была расшита одежда или покрывало, украшавшее святилище: на всех бляшках есть отверстия для ниток, которыми они прикреплялись к ткани. Подобные бляшки археологи находят в курганных погребениях скифов. Значительная часть золотых изделий изготовлена, безусловно, греческими мастерами, но некоторые, вероятно, могли быть созданы колхидскими ювелирами», – сообщил Александр Скаков.

Каменная вымостка и византийские слои

Каменная вымостка и византийские слои

 

Также в культурном слое были найдены изображения божеств: бронзовая фигурка античного божества и две фигурки древнеегипетского бога Птах-Патека из непрозрачного зеленоватого стекла. 

«Стеклянную массу, из которой сделаны фигурки, еще называют "египетской пастой" или "египетским фаянсом", потому что ее производили в египетских мастерских и часто именно из нее отливали скарабеев. Но работали с этой массой не только египтяне. Мастера из греческой колонии Навкратис также изготавливали из этой пасты подражания египетским вещам. Подобные фигурки божества Птах-Патек ранее были найдены на территории Абхазии в могильнике возле Сухума», – пояснил ученый.

В нескольких десятках метров от святилища археологи раскрыли культурные слои со следами деревянных жилых построек, предварительно датируемые доантичным периодом (VIII–VII века до н.э.) и античным (VI–V века до н.э.). 

«Раскопки 2022 года позволили понять, как изменялась застройка на этом участке. Вероятно, в V веке до нашей эры обычная жизнь на этом месте прекратилась. Рядом с остатками домов был насыпан курган из глины, на вершине которого соорудили святилище. Показательно, что через столетие рядом с этим культовым местом, у подножия кургана, было сооружено святилище с захоронениями конских голов и бронзовой узды по меотскому обряду, а спустя тысячу лет здесь же был построен христианский храм. Это крайне любопытная "преемственность", понять логику которой можно будет лишь в ходе дальнейших исследований», – отметил Александр Скаков.

Каменный пол святилища и верхняя часть каменного идола

Каменный пол святилища и верхняя часть каменного идола

 

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Института археологии РАН