В 5000-летней братской могиле найдены древнейшие бактерии чумы

Бактериальная ДНК, полученная от скандинавской женщины, похороненной в братской могиле около 5000 лет назад, может дать ключ к истокам чумы, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Cell.

Бактериальная ДНК давно умершей скандинавской женщины показала, что ее случай заболевания чумой самый ранний из известных.

ДНК из зубов женщины содержит недавно идентифицированный штамм Yersinia pestis – это наиболее древняя из обнаруженных бактерия, которая вызывает чуму. Кости женщины, похороненной в диапазоне от 5 040 до 4867 лет назад, были найдены почти 20 лет назад в братской могиле на старинной ферме в Швеции.

Зубы взрослого мужчины в той же могиле содержат следы того же варианта чумы, говорят эволюционный генетик Саймон Расмуссен из Копенгагенского университета и его коллеги. Но ДНК женщины сохранилась лучше.

Сравнения недавно обнаруженного штамма Y. pestis с другими древними и современными штаммами свидетельствуют о том, что эпидемия чумы возникла более 5000 лет назад в густонаселенных сельскохозяйственных общинах в юго-восточной Европе. Затем чума распространилась в другие места, в том числе в Скандинавию, через торговые пути. Эта древняя эпидемия, по-видимому, привела к резкому сокращению численности населения в Европе, которое началось еще 8 000 лет назад.

В частности, ученые предполагают, что ранняя форма чумы развивалась в трипольской культуре в Юго-Восточной Европе между 6 100 и 5400 лет назад. Трипольские поселения впервые обеспечили достаточно тесный контакт внутри большого количества людей, и это привело к развитию инфекционной версии Y. pestis. Впоследствии через торговые сети чума перенеслась из населенных пунктов Триполья, где проживало от 10 000 до 20 000 человек, к пастухам из Западной Азии – известным как ямная культура. Пастухи, зараженные трипольцами, вероятно, распространили новый штамм чумы как на восток в Сибирь, так и на запад в остальную Европу, включая Скандинавию. Ямная миграция в Европу совпала во времени со сжиганием крупных трипольских поселений, видимо, в попытке справиться со вспышками чумы.

Ранее Расмуссен и другие следователи подозревали, что оленеводы ямной культуры привезли ранние штаммы Y. pestis из Азии в Европу. «Теперь мы можем видеть, что чума была в Европе до того, как пришли пастухи», - говорит Расмуссен.

Сравнение ДНК позволяет исследователям подсчитать, что штамм чумы скандинавской женщины является самым старым из всех вариантов Y. pestis, которые были определены до сих пор. Согласно статистической модели развития бактерии, ученые считают, что скандинавский штамм, вероятно, разошелся с другими формами Y. pestis около 5700 лет назад. Вариант евразийской чумы, ранее датированный от 4800 до 3700 лет назад - самый древний из известных до сих пор - возник около 5300 лет назад - примерно в то время, когда города Триполья были заброшены, а овцеводы ямной культуры отправились на запад в Европу.

Интересно, что до сих пор археологи не обнаружили признаков бактерий чумы на местах древнего Триполья. Расмуссен и его коллеги планируют искать ДНК Y. pestis в человеческих скелетах из населенных пунктов.

Недавно обнаруженный вариант чумы вписывается в сценарий, предложенный исследователями, считает эволюционный генетик Понтус Скоглунд из Института Фрэнсиса Крика в Лондоне. Но, по его словам, также возможно, что много веков назад, пока еще неизвестный вариант Y. pestis распространялся через Евразию и в Скандинавию. Позже этот штамм мог вызвать появление Y. pestis, который заразил европейских фермеров, пастухов Ямной и скандинавскую женщину.

археология днк днк чумы палеонтология триполье чума ямная культура