Изучение материальной культуры и, в частности, музыкальных инструментов, представляет собой актуальный и новаторский инструмент для характеристики обществ и реконструкции их исторических траекторий и взаимоотношений во времени и пространстве, - пишет eurekalert.org.

Музыка - это внутреннее выражение культурного разнообразия и фундаментальный элемент идентичности, ритуального символизма и повседневного социального взаимодействия. Таким образом, изучение материальной культуры и, в частности, музыкальных инструментов, представляет собой актуальный и новаторский инструмент для характеристики обществ и реконструкции их исторических траекторий и взаимоотношений во времени и пространстве.

Южная Америка является домом для богатого разнообразия культур и языков, которые формируются различными демографическими сценариями и адаптированы к различным экологическим условиям и ландшафтам. В этом исследовании - совместном проекте с Цюрихским университетом и Институтом истории человечества Макса Планка - ученые проанализировали музыкальное разнообразие на всем южноамериканском континенте с систематическим обзором различных инструментов, обнаруженных как в археологических, так и в этнографических записях с акцентом на знания коренных народов и доколониальную историю.

Авторы начали с обзора одной из самых популярных классификаций мировой органологии (изучения музыкальных инструментов): системы фон Хорнбостеля и Закса, собранной в начале ХХ века. Классификация состоит из четырех основных классов инструментов: идиофоны (вибрация самого инструмента - например, погремушка), мембранофоны (вибрация мембраны - например, барабана), хордофоны (вибрация струн – например, гитара) и аэрофоны (вибрация ветра - например, флейта).

Габриэль Агирре-Фернандес - палеонтолог из Цюрихского университета и первый автор исследования, начал свой путь к музыкальному разнообразию с макроэволюционной точки зрения, интересуясь формами и функциями. Вместе со аспирантом Анной Графф из Цюрихского университета и группой южноамериканских этномузыкологов и археологов они расширили и усовершенствовали эту классификацию, включив 40-летнюю работу, задокументированную этномузыковедом и соавтором Хосе Пересом де Арсе из Чилийского университета.

«Одним из выводов нашего систематического обзора является выдающаяся роль аэрофонов для Южной Америки по сравнению с другими континентами, особенно в археологических данных, - говорит Агирре-Фернандес. - Даже с учетом того, что не все материалы, используемые для изготовления инструментов, имеют равные шансы на сохранение - органические материалы, такие как растения и кости, не сохраняют так хорошо, как неорганические материалы (например, камень и глина), - было обнаружено более одной трети аэрофонов в Южной Америке исключительно в археологических раскопках, без каких-либо упоминаний об использовании в более поздних этнографических записях. Это говорит о том, что многие виды инструментов вымерли и больше не являются частью музыкального репертуара коренных народов. Влияние европейских колонизаторов, которые серьезно нарушили местный культурный репертуар, вероятно, сыграло свою роль в этих событиях вымирания», - добавляет Графф.

С точки зрения культурной эволюции совместное использование инструментов может свидетельствовать об общем историческом пути. На передачу знаний влияют два способа: вертикальная передача, при которой информация передается внутри группы от одного поколения к следующему, и горизонтальная передача, при которой информация проходит через контакт с коллегами или другими группами.

Кьяра Барбьери - генетик, работающая в Цюрихском университете и член Института истории человечества Макса Планка в Йене, занимается демографической и лингвистической историей Южной Америки. «Мы нашли группы, говорящие на родственных языках и использующие один и тот же набор инструментов, и это может описывать особенно значимые связи со стабильной вертикальной передачей культурных особенностей и материалов, - говорит Барбьери. - Мы также восстановили связи между востоком и западом в бассейне Амазонки, когда группы использовали одни и те же или похожие инструменты на больших географических расстояниях. Эти находки, подкрепленные историческими, археологическими, лингвистическими и генетическими данными, могут пролить свет на прошлые главы истории Южной Америки».

«Особенно интересны свирели, - добавляет Агирре-Фернандес. - Мы сосредоточились на них в тематическом исследовании из-за их большого разнообразия форм и широкого присутствия на континенте. Путем анализа особенностей свиных трубок в разных обществах мы восстановили отношения, которые отражают региональные и культурные зоны влияния, соответствующие северным Андам, южным Андам и ядру Амазонки».

Марсело Санчес-Вильягра, палеонтолог из Цюрихского университета, который координировал исследование, подчеркивает важность каталогизации человеческих артефактов в таких систематических коллекциях. Путешествуя по музеям и обсуждая свои открытия с музыковедами и антропологами, он убежден, что эта работа так же актуальна, как и существующие исследования других артефактов, таких как керамические стили, которые чаще изучаются в широком географическом масштабе.

«Мы надеемся продолжить наше исследование с более детальным отображением музыкальных инструментов и обсуждением актуальности их функций для исполнения и создания музыки. С еще более надежным набором данных можно будет проверить вопросы культурной эволюции и применить передовые модели к данным», - заключает Санчес-Вильягра
 

Фото: rawpixel / 123RF