Компания с русскими деньгами усовершенствовала реактор для термояда

Фирма Tri Alpha Energy из Калифорнии, используя явление обращенной магнитной конфигурации, создала устройство для запуска управляемого теромоядерного синтеза.

Американская компания из Калифорнии Tri Alpha Energy Inc, финансируемая Роснано, усовершенствовала линейный реактор на встречных потоках плазмы для запуска управляемого теромоядерного синтеза. Реактор в виде 23-метровой трубы использует явление обращенной магнитной конфигурации. Время жизни явление удалось довести до 5 миллисекунд, что считается большим прогрессом. Статьи с результатами опубликованы в журнале Physics of Plasmas и Nature Communications, сообщает Science.

Физики давно пытаются получить термоядерную энергию, которая заменила бы природные источники энергии. Для запуска термояда нужны особые условия, чтобы вещество превратить в плазму и начать синтез тяжелых ядер из более легких. Эта реакция высвобождает огромное количество энергии. Пока не удается научиться управлять термоядерным синтезом, но ученые делают ставку на токамаки — реакторы, где происходит такой синтез. Если правильно подобрать условия и материалы, то токамаки заработают. Правда, предстоит еще сделать так, что они давали энергии больше, чем тратят. Самый крупный токамак ITER строят сейчас во Франции. Этот проект инициировала Россия и принимает в нем живейшее участие, о чем портал Научная Россия не раз подробно рассказывал.

Термоядерная реакция требует очень высоких температур — выше 150 млн градусов Цельсия. В токамаках плазму разогревают с помощью мощного магнитного поля. Другой способ — использовать высокоэнергетичный лазер. Компания Tri Alpha Energy (подробно о ней мы рассказали в статье «Новые технологии термоядерного синтеза») работает над третьим вариантом: использует явление обращенной магнитной конфигурации (field-reversed configuration, FRC), когда плазма идет кольцами, как табачный дым. Плазма состоит из заряженных частиц, и когда они кружатся в вихре, то образуют магнитное поле, удерживающее их в кольцах. Если бы удалось это явление продержать достаточно долго, то оно запустило бы термоядерную реакцию. Пока оно живет доли миллисекунд, а нужно ему прожить хотя бы 1 секунду.

Линейный реактор на встречных потоках плазмы, разработанный Tri Alpha Energy, — длиной 23 метра. Оно представляет собой две трубы с кольцевыми магнитами, сходящиеся в камере. В трубы запускают кольца плазмы, которые летят к камере на скорости 250 км/сек. Там они сталкиваются и выбрасывают тепловую энергию, которая запускает явление обращенной магнитной конфигурации.

Сначала компания использовала лазеры, созданные в Институте ядерной физики им. Будкера в Новосибирске, чтобы запускать свое устройство, но позже выяснилось, что для более длительного эффекта, нужно придумывать что-то другое, и тогда ее ученые применили технологию создания вихревой плазмы, о чем и рассказали в статьях. Они отработали этот метод, и теперь FRC в трубе длится 5 миллисекунд.

В сообществе стартапов, которые работают над управляемым термоядерным синтезом, Tri Alpha Energy считается темной лошадкой. Компания не особо афиширует источники финансирования, у нее даже нет сайта. Известно, что фирма располагает огромными деньгами, в которых задействованы венчурными инвестиции, средства миллиардеров и грант Роснано. В ее совете директор состоит Анатолий Чубайс.

термоядерный реактор токамаки управляемый термоядерный синтез