Число публикаций о науке в российских средствах массовой информации растет, в основном, за счет усилий университетов, при этом цитируемость научно-исследовательских институтов сократилась. Данную тенденцию выявили аналитики образовательно-нетворкингового проекта по развитию научных коммуникаций «Коммуникационная лаборатория», реализуемого РВК в партнерстве с SPN Communications.
Ежегодное исследование актуального состояния научных коммуникаций в России проводится с целью определения динамики количественных и качественных показателей отрасли и выявления лучших практик работы научных и образовательных организаций с внешними аудиториями.
Последний исследуемый период с 1 мая 2014 года до 1 мая 2015 года показал заметный положительный тренд в представленности темы науки и образования в российских СМИ. Количество публикаций по научно-образовательной тематике по сравнению с предыдущим аналогичным периодом (май 2013—апрель 2014 года) увеличилось на 3%, а доля публикаций, посвященных точным наукам, возросла на 6% и составила 12%.
В число ключевых игроков медиаполя, связанного с научно-образовательной тематикой, по-прежнему входят Российская академия наук, МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики. При этом в рейтинге представлено больше региональных университетов по сравнению с предыдущим аналогичным периодом исследования — в частности, число публикаций о Томском государственном университете выросло на 49%, а упоминаний Уральского федерального университета в СМИ стало больше на 30,9%. Научно-исследовательские институты (НИИ) в рейтинге ключевых игроков находятся в меньшинстве, что отражает в целом более низкую представленность НИИ в информационном пространстве, по сравнению с образовательными учреждениями.
«Доля цитирования университетов в отношении научных проектов составила 11%, увеличившись по сравнению с прошлым периодом на 2%. Чуть реже СМИ пишут про научные проекты НИИ — их доля цитирования за год уменьшилась на 2%, составив 9%, — говорит исполнительный директор, член правления ОАО „РВК“ Александр Потапов. — Университеты стали уделять гораздо больше внимания как отрасли научных коммуникаций в целом, так и практическому применению разнообразных форматов коммуникаций с целевыми аудиториями. Научно-исследовательские институты пока значительно отстают в этом плане».
Позитивные тенденции развития отрасли прослеживаются также в динамике вовлеченности и интереса общественности к науке. У 60% научно-популярных интернет-порталов и изданий зафиксировано увеличение количества пользователей.
По мнению авторов исследования, ведущие университеты по сравнению с НИИ имеют хорошо «укомплектованные» коммуникационные подразделения, а их работа лучше структурирована. Одним из способов исправления ситуации может стать стратегическое позиционирование подразделений научных коммуникаторов в структуре научно-исследовательских институтов, которое приведет к включению коммуникационных задач в число приоритетных и более справедливому распределению ресурсов.
Кроме того позитивное влияние на развитие отрасли должно оказать развитие унифицированных стандартов работы специалистов по научным коммуникациям. В отсутствие четких норм и критериев оценки эффективности их работы, роль коммуникаторов часто остается неясной как для руководства научных организаций, так и для самих сотрудников. Введение профессиональных стандартов поможет более четко формулировать задачи для специалистов и отслеживать степень влияния научных коммуникаций на общие результаты работы организаций.
Перспективным направлением авторам исследования видится развитие персонального брендинга ученых. В настоящий момент доля публикаций с упоминанием российских ученых в общем объеме публикаций о научных открытиях достаточно низкая (показатель продемонстрировал незначительный рост по сравнению с предыдущим аналогичным периодом исследования — с 19% до 22% всех материалов, посвященных научной тематике, при общем росте публикаций о научных достижениях более чем на 12%). Для сравнения можно привести данные по медиаполю США: доля публикаций с упоминаниями открытий американских ученых в общем объеме публикаций о научных открытиях в американских СМИ доходит до 65%. Персонификация научных новостей позволит создать и закрепить в сознании общественности устойчивые ассоциации между различными областями науки и именами их выдающихся представителей, а также показать «человеческое лицо» отечественной науки.
Полная версия исследования доступна по ссылке.