25 марта в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова открылся Международный форум «Университеты, общество и будущее человечества». В рамках форума яркие представители мирового университетского сообщества обсудили роль университетов в гармонизации глобального научно-образовательного, технологического и гуманитарного пространства в эпоху больших вызовов.
В последний понедельник марта Московский университет стал площадкой интенсивного диалога представителей высшей школы, науки, культуры, власти и бизнеса о роли университетов в современном обществе. Всего за несколько десятилетий мир изменился до неузнаваемости: появилось множество прогнозов и предположений — как позитивных, так и негативных — о будущем человечества. Все чаще звучат разговоры о техническом прогрессе, искусственном интеллекте, больших данных, исследованиях мозга, океана, космоса. И кто может ответить на новые вызовы современности, если не университеты? Кто, если не наши храмы науки, может взять прогресс под контроль и не позволить человечеству уничтожить себя в погоне за мировым лидерством?
Этим вопросам был посвящен доклад ректора МГУ имени М.В. Ломоносова, академика Виктора Садовничего. Доклад задал тон всему форуму и утвердил важнейшую идею: университеты должны дать ответы на все вызовы, возникающие сегодня перед человеком. Университеты объединяют в своих стенах тех людей, неравнодушных к нашему будущему, стремящихся к развитию и постижению новых вершин знания. Решающий голос в судьбе человечества будет за этими людьми — и всегда был за ними.
В подтверждение этого тезиса Садовничий напомнил гостям форума историю создания университетов в мире. История началась с человека, которого охватили любопытство и тяга к знаниям: что есть в этом мире, как оно функционирует и почему? Таких людей становилось все больше, и вот уже в VI веке до нашей эры появился первый прообраз будущего университета — пифагорейский союз.
Математическая школа Пифагора подарила миру знания о гармонии и "космосе" — именно Пифагор дал имя бескрайнему темному пространству над нами. Уже в IV веке до нашей эры появляется Академия Платона и его знаменитая философская школа. Вслед за ним мир узнает имя Аристотеля, давшего первый пример стиля научного мышления. Звучат первые имена выдающихся деятелей науки, создаются первые научные отрасли, теории, гипотезы. Однако пройдет еще много веков, прежде чем в мире появится первый университет.
Начало XI века подарило нам первый и старейший непрерывно действующий университет в мире — Болонский университет. В Европе возникает настоящий "спрос" на университеты, и они появляются один за другим: Парижский университет, Оксфорд, Кембридж, Саламанкский университет, Падуанский, университет Тулузы, Флоренции, Праги. К XVI веку почти во всех ведущих европейских странах появились свои университеты. Там выросли знаменитые на весь мир ученые и исследователи: Николай Коперник, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и другие люди науки, кардинально изменившие жизнь всего мира.
Впечатляет это стремительное развитие университетского сообщества в мире, восхищает то глобальное влияние университетской науки на человеческую жизнь. И трудно представить, что сегодня это развитие происходит еще стремительнее, а университеты становятся еще влиятельнее. Цифры, приведенные Виктором Садовничим, поражают: еще в 1950-х годах в мире насчитывалось 6,5 миллионов студентов. Сегодня эта цифра увеличилась в разы — в мире уже 200 миллионов студентов. По последним подсчетам в ближайшее десятилетие эта цифра возрастет до 300 миллионов. Человечество действительно стремится к познанию.
С каждым годом популярность набирает онлайн-образование. Многие представители образовательного сообщества даже полагают, что в ближайшие годы личные встречи преподавателей и студентов в стенах университетов сойдут на нет и перейдут в онлайн-формат. Виктор Садовничий не согласен с таким прогнозом: онлайн-образование может быть эффективно лишь в нескольких сферах. Невозможно воспитать хорошего практика по скайпу. К тому же, своей феноменальной популярностью онлайн-образование обязано не молодежи, а старшему поколению — тем людям, которые уже имеют первое высшее образование и карьеру. Так, 89% пользователей платформы Coursera — люди старшего возраста.
Это лишь подтверждает высочайшую роль университетов в жизни человека. Именно университеты должны дать правильные и адекватные ответы на вызовы современности, уверен Виктор Садовничий. Среди этих вызовов — стремительное развитие технологии искусственного интеллекта, определяющей сегодня прогресс мировой экономики. Общество по-разному смотрит на искусственный интеллект: кто-то с оптимизмом, кто-то — с опаской. Но все университетское сообщество в один голос убеждает: роботы никогда не заменят человека.
Недавний гость Московского университета Стив Возняк, рассуждая об искусственном интеллекте, предложил ввести специальный "кофейный тест" для роботов. Машины помещаются в незнакомую квартиру и получают задание найти кофемашину, помыть чашку и сделать кофе. Пока что ни один ныне существующий робот не способен справиться с этой задачей. А значит роботы еще чрезвычайно далеки от человека и вряд ли когда-то его догонят.
Все потому что человеческий мозг — самая сложная в мире система, которая была обнаружена человеком. И ее не просто невозможно воссоздать — ее пока даже невозможно детально изучить. Исследования мозга — еще один актуальный вызов современности, ответы на который должны дать именно университеты. Активное изучение самой загадочной составляющей человеческого организма чрезвычайно популярно не только в научном сообществе, но и в образовательном: все чаще любопытствующие обращаются к теме мозга, понимая важность этих исследований.
Перед университетами стоит важная задача — и это понятно. Первым шагом на пути к ее решению должно стать объединение университетов. Такая мысль была высказана Российским союзом ректором еще в апреле прошлого года. Тогда была сформулирована программа, направленная на организацию консорциума университетов столицы, ведущих университетов регионов, создание научных школ, совместную подготовку специалистов. Программа получила название "Вернадский" и была поддержана Президентом страны. В рамках форума был подписан Меморандум о взаимодействии десяти регионов России с Российским союзом ректоров по созданию научно-образовательного консорциума. Первые шаги к объединению университетов уже сделаны.
Обсуждение университетских миссий продолжили иностранные гости
международного форума. Вице-президент Российского союза ректоров,
председатель совета ректоров вузов Приволжского федерального
округа Роман Стронгин обратил внимание на внимание государства к
университетам. Формируя новые поколения, университеты могут
предсказать, каким будет человек будущего. Поэтому каждый
университет должен функционировать по
особым критериям во всей стране.
Эти критерии необходимо сформировать государству в кооперации с
Союзом ректоров и вместе предложить современную философию
высшего образования.
О месте университетов на мировой арене говорили руководитель филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Баку Наргиз Ариф Кызы Пашаева и почетный президент Международной ассоциации университетов Благовест Сендов. В своих выступлениях они отметили, что мир уже устал от политических интриг. Уже не обращая внимания на это, мир устремился к познанию, в том числе и гуманитарному — познанию, способному объяснить, что те страшные вещи, которые породила наука в условиях политических гонок ни в коем случае не должны быть применены. Только знание позволяет нам выбрать правильный путь — заключил Благовест Сендов. И главным их источником всегда был и остается университет.