Экспедиция Института археологии РАН под руководством Леонида Беляева обнаружила в Твери уникальные фрагменты фресок – первые фрески конца XIII века в центральной Руси.
Археологи с 2012 года ведут раскопки на фундаментах самого древнего монументального здания Твери, Спасо-Преображенского собора тверского кремля, построенного в 1285-1290 годах. Собор был расписан в 1293 году, однако до нашего времени не дошли ни росписи, ни сам собор, который в самом конце XVII века был заменён большим зданием, уничтоженным уже в советское время.
В полевом сезоне 2014 года археологам повезло – им удалось обнаружить два фрагмента первоначальной росписи собора XIII века. Один из фрагментов представляет собой личнОе письмо – фрагмент лика святого. Этот участок фрески всегда исполнялся главным мастером артели, расписывавшей храм. Второй фрагмент – элемент одеяния святого.
«Этот маленький лик – абсолютная бомба с точки зрения истории искусства. Потому что мы наконец можем увидеть, как выглядело хотя бы одно монументальное живописное произведение в послемонгольской Руси XIII века. У нас не было вообще ничего примерно за 70-75 лет, с конца 1220-30-х годов. Встречались отдельные фрагменты, но ни одного целого архитектурного памятника, а главное – ни кусочка резьбы или фрески в центральной России, которая была бы создана после монголов и, в сущности, до конца XIV века», – говорит Леонид Беляев.
По мнению археолога, очень важно и то, что находка сделана на территории Тверского княжества, одного из двух крупнейших центров Руси того времени (наряду с Новгородом).
Археологи отмечают, что авторы фрагментов обладали очень высоким мастерством. По их мнению, это были «греческие» мастера, подвергнувшиеся как раннехристианскому влиянию, так и влиянию готического искусства.
«Это были приглашенные мастера, вероятно, из Византии, уже впитавшей западноевропейские влияния. Это же был единый мир, люди тогда передвигались намного активнее, чем нам сейчас это кажется», – отмечает Беляев.
Находку Беляева можно сравнить с работой двух других выдающихся археологов, Николая Воронина и Петра Раппопорта. Их многолетние раскопки в Смоленске открыли не только множество уникальных памятников архитектуры, но и почти целиком неизвестную смоленскую домонгольскую живопись – ведь многие фрески в Смоленске под землей сохранились на приличную высоту, часто в первоначальном колорите. Сейчас эти фрески – экспонаты Эрмитажа.
Разумеется, помимо фресок, археологов интересуют и другие предметы материальной культуры. Ученые отмечают очень сложную археологическую ситуацию – ведь фундамент XIII века перекапывали дважды, сильно повредились не только сами фундаменты, но и рвы, в которые он был положен. От белокаменного собора осталось не более пяти кубометров тесаных блоков и несколько резных деталей. Собрано более 1 тысячи керамических плиток от полов.
Кроме этого, на месте раскопок присутствует кладбище XII-XIII веков, тоже сильно усложняющее ситуацию, однако приносящее много интересных находок: проволочные перстнеобразные височные кольца, стеклянные бусы, бронзовые пуговицы, налобные венчики из тканей (в том числе с золотым шитьем).