0 комментариев 319

Уникальный генофонд якутского скота позволяет переносить температуры до -70 градусов

Институт Цитологии и Генетики СО РАН сделал первый практический шаг к выведению холодоустойчивых пород скота. Исследование раскрывает механизмы генетических адаптаций в ответ на экстремальный климат

Совместное исследование Института цитологии и генетики СО РАН и Королевского Ветеринарного колледжа раскрывает механизмы общих генетических адаптаций у сельскохозяйственных и диких животных в ответ на экстремальные климатические условия.

Якутский скот обитает в северных широтах, в том числе и за Полярным кругом. Он способен переносить температуры окружающей среды ниже -70 градусов Цельсия. Полная история его происхождения до сих пор неизвестна, исследования показывают, что якутский скот отделился от общего предка европейских пород крупного рогатого скота примерно 5000 лет назад, сейчас имеет уникальный генофонд и не скрещивался с другими популяциями крупного рогатого скота, яков, бизонов и других близких видов.

Исследователи сделали вывод, что адаптация к экстремально холодным условиям Крайнего Севера сформировалась за счет собственного генофонда. Тем не менее, было обнаружено, что в геноме якутского скота присутствуют варианты, которые есть и в геномах пород из Африки и Азии, но отсутствуют у европейских пород крупного рогатого скота.

В дополнение к общей генетике с азиатскими и африканскими породами одно эволюционное событие оказалось уникальным только для якутского скота – присутствие у каждого животного кодирующей нуклеотидной замены, которая оказала большой эффект на свойства соответствующего белка. Эта замена отсутствовала у других пород крупного рогатого скота.  Зато точно такая же мутация, вероятно, позволила ряду других видов млекопитающих приобрести способность к гибернации, впадать в оцепенение на холоде, быть холодостойкими или глубоко-ныряющими.

Ведущий научный сотрудник ИЦиГ СО РАН Николай Юдин отметил: «В России огромные территории имеют низкую среднегодовую температуру. Производство мяса и молока в таких условиях требует выведения местных холодоустойчивых пород. Открытая нами мутация в гене NRAP позволяет сделать первые практические шаги в этом направлении».

Источник: Институт Цитологии и Генетики СО РАН