Музеи Московского Кремля – целый комплекс отдельных исторически ценных зданий и уникальных коллекций экспонатов. На сегодняшний день музей состоит из семи частей: Оружейная палата, Успенский, Архангельский и Благовещенский собор, Патриаршие палаты, церковь Ризоположения и колокольня Ивана Великого. Однако в 1806 году состав был гораздо скоромнее.
10 марта 1806 года император Александр I подписал указ «О правилах управления и сохранения в порядке и целости находящихся в Мастерской и Оружейной палате ценностей». Это превратило царские хранилища в общедоступный государственный музей. Впоследствии Оружейная палата вошла в штат дворцового управления и подчинялась дворцовому ведомству.
Зарождение коллекции
Коллекция экспонатов Оружейной палаты начала формироваться еще в XIV веке, когда она была частной сокровищницей (казной) московских князей и царей. В 1484 году для нее построили отдельное здание между Архангельским и Благовещенским соборами. Частное хранилище стали называть Казённый двор, а статус учреждения сменился на «государственный»: в него перевезли все сокровища и золотые запасы соборов Московского Кремля.
Вещи из казны часто покидали пределы охранного учреждения, так как активно использовались правящей династией. Отдельные предметы брали для венчаний на царство, приемов послов, царских похорон, а иногда и вовсе дарили через зарубежных послов другим представителям царствующих династий в знак благосклонности и хорошего отношения к стране, которую они представляли. Казна также всячески пополнялась за счет завоеваний, имущества опальных бояр, подарков от послов и патриархов. Оружейный статус здание казны приобрело лишь в 1508 году при князе Василии III.
Оружейная составляющая
Мастерские московского Кремля при царском дворе изготавливали множество предметов для царской казны. Такие мастерские назывались «палатами». Изначально оружейная палата размещалась в здании с Троицкими воротами. Впервые в летописи о ней было написано в 1547 году во время рассказа о венчании Ивана Грозного и московском пожаре 1547 года (интересно, что палата размещалась в каменном помещении).
Долгое время оружейная палата была устроена как хранилище царского оружия. В ней размещались сабли, бердыши, кольчуги, латы и шлемы, изготавливалось холодное и огнестрельное оружие, доспехи для государственной армии. По соседству работали художники, которые расписывали хоромы. Заведовал палатой оружничие (эту должность ввел Василий III), а затем бояре и окольничие (придворный чин приближенного к царю).
В XVII веке успешно завершилась централизация русских земель, и в Москву приехали мастера из Новгорода, Владимира, Суздаля, Мурома, Казани, Великого Устюга. Войско перестроили на европейский лад и производство оружия улучшилось. Помимо практической составляющей, оружие стали искуснее декорировать.
Статус музея
При Александре I доступ в Оружейную палату получили дворяне. Она превратилась в музей, где были выставлены лучшие оружейные экспонаты. С 1917 года доступ в музей получили все жители государства. Современный музей был создан в 1991 году на базе Государственных музеев Московского Кремля, которые ежегодно посещают около трех миллионов человек.
Что мы можем увидеть в Оружейной палате сегодня?
Разумеется, там хранится не только оружие, хотя коллекция включает превосходные образцы российского и зарубежного парадного вооружения. Здесь можно увидеть работы мастеров из Византии, Египта, Индии, Франции, Швеции и других стран. В музее хранятся редкие экспонаты: шлем Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) и детский шлем цесаревича Ивана (сына Ивана Грозного).
В музее располагается золотой и серебряный фонд XII –XVII веков. Ценнейшим экспонатом этой коллекции считается церковная чаша Юрия Долгорукого, которая была заложена князем в фундамент Преображенского собора в Переславле-Залесском.
В Оружейной палате можно увидеть знаменитую шапку Мономаха, датируемую XIII—XIV веками, а также казанскую шапку, изготовленную в честь взятия Казани в 1553 году и филигранно украшенную тонким травяным орнаментом. В музее также множество экспонатов, сделанных руками кремлевских мастеров, специалистов Петербургской школы серебряных изделий и иностранных ремесленников.
Среди необычных экспонатов можно выделить собрание карет русских и зарубежных мастеров XVI—XVIII веков. Самый старый из представленных образцов – экипаж английского мастера XVI века. В нем нет места для кучера, а кабина подвешена на ремнях. Поездка в таком экипаже – была далека от удовольствия. Зато выглядел он роскошно: живопись и скульптурная резьба выполнены очень тонко. Карета стала подарком на коронацию Бориса Годунова.
Конечно, в Оружейной палате можно увидеть и коронационные наряды императриц и образцы царских одеяний средних веков, однако предметы одежды были перенесены в музей лишь в 1919 году. Здесь же хранится знаменитое коронационное платье Екатерины I из пурпурной ткани. Шлейф длиной 3,5 метра несли пятеро придворных дам. Мантия к платью была изготовлена из золотой парчи и расшита гербами, а его окантовка подбита горностаями. Коронация первой императрицы задала тон всем последующим придворным мероприятиям государственного масштаба и создала новый императорский стиль при дворе. Подробнее экспонаты музеев Московского Кремля можно изучить с помощью виртуальной экскурсии.
Материал подготовлен по данным из открытых источников.
Фото на странице: wirestock / Фотобанк Freepik