На границе с Азербайджаном в зоне контакта Восточного Кавказа и Приморской низменности группой российских ученых обнаружены ранее не исследованные лёссовые отложения, в которых прослеживаются профили палеопочв, относящиеся к раннему, среднему и позднему плейстоцену. Экспедиция по изучению палеопочв в лёссовых отложениях была проведена Институтом географии РАН совместно с Пущинским научным центром (ИФХиБПП РАН), Институтом геологии Республики Дагестан (ИГ ДНЦ РАН) и ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана.

Горные плато в Республике Дагестан. © РИА Новости / Владимир Песня

«Лёссово-почвенные серии представляют собой уникальный природный архив, в котором записаны глобальные климатические изменения на Земле за четвертичное время, – говорит старший научный сотрудник Института географии РАН Павел Панин. – Накопление лёссов происходило в специфических холодных условиях оледенений и многократно прерывалось более теплыми межледниковыми периодами, в течение которых формировались почвы».

На основе особенностей строения палеопочв ученые реконструируют ландшафтно-климатические условия прошлого. Проследив последовательность смены этих палеопочв от раннего плейстоцена до современности, можно предположить, какие климатические изменения ждут нас в будущем.

«Мощность лёссовых пород Дагестана достигает десятков метров, они покрывают площадь в несколько тысяч гектаров, – отмечает Павел Панин. – Удивительно, но из литературных источников лёссы в этом регионе ранее отмечали эпизодически, в основном в контексте использования их в сельском хозяйстве или для производства строительных материалов. Имелись лишь небольшие обзорные работы сотрудников Института геологии Республики Дагестан по этой теме. Поэтому лёссы юга Дагестана являются уникальными и практически неизученными породами».

В ходе экспедиционных работ было осмотрено несколько районов, где в вертикальных стенках обнажений лёссов видны палеопочвенные профили. Наиболее подробная и информативная лёссово-почвенная серия была обнаружена учеными вблизи села Куркент, где выделены семь уровней межледниковых и интерстадиальных палеопочв. Для интерпретации генезиса палеопочв вдоль разрезов отбирались сплошным методом образцы на физико-химические показатели, а также послойно штуфы на микроморфологические исследования. Предположительно в разрезе Куркент прослеживаются палеопочвы позднего и среднего плейстоцена.

Участники экспедиции выражают благодарность сотрудникам Института геологии Республики Дагестан, а также жителям села Куркент за помощь в проведении экспедиции.

Источник информации: пресс-служба Института географии РАН