В 2013 году Министерство образования и науки утвердило перечень расширенных научных специальностей — теперь предстоит заново создать учебно-методические объединения для каждой из них, причем полномочия новых УМО тоже будут другими. Так реформа российского высшего образования вступила в новую стадию, после замены специалитета на бакалавриат и магистратуру, присоединения к Болонской декларации, и появления понятий об образовательном стандарте и «компетенциях». На заседании нового УМО по специальности 46.00.00 «История и археология» побывал корреспондент «Научной России».

 

С прошедшей встречей участники связывали большие надежды — на нее приехал министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Министр подбодрил собравшихся — в правительстве понимают, что знание истории определяет отношение ребенка к себе и к стране, а содержание программ по этому предмету единство страны обеспечивает. Подготовка историков, по словам министра, для государства ничуть не менее важна, чем подготовка инженеров или педагогов.

Никто не сомневается, говорил министр, что знаниями по истории должны обладать не только будущие историки, и даже не только гуманитарии. Новому УМО предстоит определить содержание программ, вступив при этом в дискуссию с представителями других специальностей, и с учебными планами в руках доказать им, какая именно история необходима инженерам или, к примеру, естественникам. Скорее всего, дискуссия эта не будет легкой, но она необходима.

Далее в разговор вступил Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Борисович Соболев. Обрисованная им картина прошедшей реформы была блестящей. Он отметил и создание федеральных университетов, и внимание, уделяемое вузам первой сотни, и дальнейшие планы по созданию региональных опорных университетов, и развитие электронного образования.

Отдельно рассказал глава Департамента и о новой системе научных специальностей. Теперь их более семисот, они разделены на 9 направлений и 57 укрупненных групп. Направлениями будут распоряжаться координационные советы, а группами — вновь создаваемые УМО. При этом первоочередная задача учебно-методических объединений — написать примерные образовательные программы и сформировать очередные образовательные стандарты, по возможности увязав их с профессиональными стандартами, которые сейчас формирует Министерство труда и социальной защиты.

Стройность нарисованной Александром Соболевым картины нарушали два обстоятельства. Во-первых, по его словам, у нас до сих пор не сформированы компетентностные модели бакалавра и магистра, и этим просто немедленно должно заняться новые УМО. Учитывая, что компетентностная модель уже довольно давно считается основной, испытываешь легкое недоумение. Во-вторых, УМО не будет, как прежде, присуждать гриф учебникам. Этим займутся специальные Центры ответственности — но о том, что это за новая структура, глава Департамента умолчал.

До отъезда министра слово успели взять академик-секретарь историко-филологического отделения РАН Валерий Тишков и представители нескольких московских вузов. Они отметили: хорошо, что вопрос о содержании программ возложен сейчас на Академию, так как у вузов не всегда есть возможность следить за новейшими научными достижениями. В последние годы в программах были исправлены перекосы, возникшие некогда по идеологическим причинам. Однако, есть и проблемы.

Например, в новом перечне специальностей археология потеряла статус самостоятельной дисциплины, после чего вузы перестали выделять на нее бюджетные места. Местные вузы активно занимают учебное время под курсы истории своих регионов, сокращение часов ведет к массовому слиянию кафедр, а это означает утрату региональных научных школ. Нынешние вузовские лекции для не-историков зачастую – лишь краткое повторение сведений школьной программы, которой выпускники школ не знают. Стандарт же для педвузов написан так, что их выпускников нельзя считать ни историками, ни педагогами.

Кроме того, участники заседания успели сообщить министру, что частая смена стандартов ведет к тому, что вузовские преподаватели тонут в меняющейся отчетности. Министра также убедительно просили утвердить типовую программу по истории для непрофильных вузов, подарив ему на память правила детского футбольного турнира «Кожаный мяч», утвержденные заместителем министра спорта.

После отъезда министра некоторые участники встречи не могли скрыть досады. «Программа министерства у нас не совпадает с действиями на местах», говорили они, если история так важна для министерства, почему набор на исторические факультеты в некоторых местах сократили в этом году почти в семь раз. Молодые учителя — выпускники вузов — на уроках допускают ошибки, которые раньше были непозволительны для первокурсника.

В финале председатель нового УМО Александр Оганович Чубарьян рассказал о планах текущей работы. По его словам, необходимо превратить УМО из регистрирующего органа, каким его видит министерство, во влияющий — иначе существует риск утонуть в потоке недобросовестно написанных учебных пособий. В ближайшее время появится документ, содержащий все трудные вопросы УМО к министерству, там будет упомянута и возросшая нагрузка преподавателей, и монографии, которых упорно «не замечает» нынешняя система научной отчетности. Возможно, удастся повлиять и на количество бюджетных мест в вузах.

«У нас есть защитник — президент, — завершил свою речь председатель нового УМО. — Его интерес к истории надо использовать». Впрочем, Александр Чубарьян и сам историк, знает, надо надеяться, чего стоят его упования.