Исследователи Уральского Федерального университета им. Б.Н. Ельцина на примере Екатеринбурга рассмотрели причины, по которым молодёжь рассматривает определённый город в качестве места проживания. Статья с результатами исследования опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».
Сотрудники кафедры прикладной социологии УрФУ опросили 750 жителей Екатеринбурга в возрасте 18–30 лет. Исследователи выявили, у людей, которые прожили в городе более четырёх лет, в большей мере проявляется привязанность к городу. Как показали результаты исследования, чувство гордости за Екатеринбург более свойственно местным жителям (70%), по сравнению с приезжими (57%), а для формирования идентичности с городом, как предполагают социологи, требуется 4 года.
«Мы можем предположить, что именно четыре года требуется для появления сформированной в достаточной степени идентичности с новым местом жительства. Следовательно, при частых сменах города и кратком пребывании в том или ином месте у человека просто не успевает произойти эмоциональная привязанность, как не успевает сформироваться и отношение, схожее с отношением „местного“ жителя», — поясняет соавтор исследования Софья Абрамова.
В ходе исследования оказалось: наибольшее значение для комфортного проживания имеют два фактора — доступное жилье и наличие зеленых зон, парков. Наличие кафе, торговых центров стало для горожан довольно привычной и неотъемлемой составляющей города. Особенно привлекательными для молодёжи становятся места, где царит особенная, творческая, самобытная атмосфера.
Третий базовый критерий городского пространства — развитая транспортная инфраструктура.
«Сжимание времени и пространства изменяет восприятие городских объектов, переводит их из категории „далеких и чужих“ в „свои“. Крайне важна развитая транспортная сеть. Время в пути становится фактором влияния на физическое и эмоциональное состояние горожан, выбор места работы или отдыха, и в итоге — фактором удовлетворенности городским пространством», — констатирует соавтор Наталья Антонова.
Как отмечают исследователи, молодежь готова включаться в процесс трансформации городского пространства с учетом своих представлений о комфорте и значимых потребностях. Но на протяжении многих лет молодёжь демонстрирует низкую вовлеченность в этот процесс. Это может быть связано с тем, что молодые люди предпочитает действовать, когда возникают противоречия с их мнениями в сферах, которые они расценивают как сугубо личностные. Тогда молодежь придерживается трех моделей поведения: невмешательства, искреннего участия, бегства. В первом случае молодые люди боятся или не верят в результат проявления своей позиции. В таком случае потенциал молодежи остается нереализованным, что приводит к росту недовольства, ощущению отсутствия востребованности. Вторая модель — искреннего участия — подразумевает заинтересованную позицию, готовность ее отстаивать, в том числе в диалоговой форме. Такая форма участия в совокупности с открытостью властей способствует изменениям городской среды. Модель бегства предполагает готовность молодёжи к смене места жительства как отклик на неудовлетворительную политику местной власти.
Фото: Devin Avery on Unsplash