Космический телескоп НАСА имени Джеймса Уэбба продолжил наблюдения космического телескопа «Хаббл» за самой далекой звездой, когда-либо обнаруженной в ранней Вселенной — она существовала уже в течение первого миллиарда лет после Большого взрыва, сообщает НАСА.

Эарендель расположена в галактике Sunrise Arc. Данные «Уэбба» показывают, что звезда является массивной звездой B-типа, которая более чем в два раза горячее нашего Солнца и примерно в миллион раз ярче.

Такую далекую звезду можно обнаружить только с помощью эффекта, известного как гравитационное линзирование. Массивное скопление галактик WHL0137-08, расположенное между нами и Эаренделем, сыграло роль линзы — и астрономы смогли посмотреть на звезду сквозь скопление, как сквозь увеличительное стекло.

На новом инфракрасном изображении с высоким разрешением Эарендель выглядит как единая светящаяся точка. На основе этого астрономы определяют, что объект увеличен как минимум в 4000 раз и, следовательно, чрезвычайно мал — это самая далекая звезда из когда-либо обнаруженных, наблюдаемая спустя один миллиард лет после Большого взрыва.

У таких массивных звезд, как Эарендель, часто есть спутники. И «Уэбб», кажется, обнаружил их — несмотря на то, что они для нас располагаются очень близко друг к другу и неразличимы на небе. Основываясь исключительно на цветах Эаренделя, астрономы считают, что видят намеки на более холодную и красную звезду-компаньон. Этот свет был растянут расширением Вселенной до длин волн, которые не могли обнаружить инструменты «Хаббла», но смогли инструменты «Уэбба».

Меньшие точки по обе стороны от Эаренделя — это изображения одного более старого, более укоренившегося звездного скопления, возраст которого оценивается как минимум в 10 миллионов лет. Астрономы определили, что это звездное скопление связано гравитацией и, вероятно, существует и сегодня. Это показывает нам, как могли выглядеть шаровые скопления в Млечном Пути, когда они сформировались 13 миллиардов лет назад.

[Фото: NASA, ESA, CSA, D. COE (STSCI/AURA FOR ESA; JOHNS HOPKINS UNIVERSITY), B. WELCH (NASA’S GODDARD SPACEFLIGHT CENTER; UNIVERSITY OF MARYLAND, COLLEGE PARK). IMAGE PROCESSING: Z. LEVAY.]