0 комментариев 640

Учёные предложили «ловушку» для нефтепродуктов в сточных водах

Научная группа СФУ предложила новое решение проблемы очистки нефтесодержащих сточных вод: с помощью особого сорбента, в состав которого входят иммобилизованные бактерии, способные «переваривать» компоненты нефтепродуктов

Научная группа Сибирского федерального университета предложила новое решение проблемы очистки нефтесодержащих сточных вод. Очистку предлагается проводить с помощью особого сорбента, в состав которого входят иммобилизованные бактерии, способные «переваривать» компоненты нефтепродуктов.

«Если говорить о таком загрязнителе как нефтепродукты, то важнейшей задачей являлась идентификация веществ, входящих в эту обширную группу загрязнителей. Мы решили путём физико-химического анализа составить «досье» на нефтепродукты стоков различных предприятий и подобрать такие сорбенты, которые смогут улавливать даже те токсиканты, которые раньше не попадали в «ловушки»», - рассказала доцент кафедры инженерных систем зданий и сооружений СФУ Ольга Дубровская.

Исследования проводились на примере обмывочных вод теплосилового оборудования Красноярской ТЭЦ-2, одной из крупнейших тепловых электростанций в Сибири. Учёные выделили основную группу загрязнителей – кремнийорганические масла – и «разбили» длинные полимерные цепочки на короткие фрагменты с помощью кавитационного воздействия, при котором сплошной поток жидкости «разрывается» появляющимися пузырьками или полостями, заполненными паром. Далее «нарезанные» короткоцепочечные загрязнители подвергли воздействию особого сорбента, содержащего нефтеокисляющие штаммовые культуры.

Новый биосорбент представляет собой небольшие гранулы, которые будет удобно использовать в промышленных масштабах. Важным нюансом его использования является большой диапазон температурного режима, при котором сорбент работает в полную силу (бактерии теряют активность при температуре ниже -0,1оС, но при этом минерально-органическая составляющая работает на извлечение и накопление нефтепродуктов, и при благоприятной температуре бактерии активизируются и окисляют загрязнителя). Основное преимущество СТК-А-БИО заключается, по мнению разработчиков, в том, что сорбент помимо физико-химической сорбции обладает свойством биоокисления, благодаря включению в состав бактерий, а это уже иной, качественно более высокий уровень заботы об окружающей среде.

Учёные отметили, что сорбент уже прошёл полупромышленные испытания на предприятиях города Кодинск (Красноярский край). Работа выполнена при финансовой поддержке ККФН в рамках исследовательского проекта 2020021006020.

Подготовлено по материалам пресс-службы СФУ