Международная группа ученых описала механизм, который позволяет каракатице до нужного момента оставаться невидимой для хищников и потенциальных жертв, сливаясь с окружающей средой. Статья опубликована в журнале iScience, кратко о результатах сообщается на сайте Кембриджского университета.

В отличие от хамелеонов и других пресмыкающихся и земноводных, которые просто меняют цвет, чтобы слиться с окружающей средой, каракатицы способны менять текстуру кожи, чтобы соответствовать облику окружающих камней, кораллов или водорослей.

Кожа этих морских животных покрыты крошечными мышечными органами, известными как хроматофоры, которые изменяют цвет в ответ на сигнал, поступающий из мозга. Кроме того, на коже есть второй набор мышечных органов, которые могут быть активированы для появления на поверхности кожи шишечек, известных как «сосочки». При стимуляции каждый сосочек может сделать текстуру кожи из плоской трехмерной.

В новом исследовании ученые выяснили, как этот процесс регулируется нервной системой каракатицы. Они обнаружили, что сигнал от мозга животного проходит через звездчатый ганглий, и периферический нервный центр. В звездчатом ганглии размещается гигантская система аксонов, настолько большая, что ее можно увидеть невооруженным глазом. Здесь же находятся двигательные нейроны, контролирующие сосочки на спине. Такая система аналогична имеющейся у кальмаров, благодаря которой они меняют переливчатость своей кожи.

[Иллюстрация: Lakshmi Sawitri / Wikimedia Commons]