Ученые Томского филиала ИНГГ СО РАН борются за качество питьевой воды в Томской области

О том, что удалось выяснить в ходе изысканий, рассказывает Ирина Сергеевна Иванова – старший научный сотрудник лаборатории гидрогеохимии и геоэкологии Томского филиала ИНГГ СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук.

По данным исследователей, только две трети населения региона обеспечены питьевой водой должного качества. Многие жители Томской области – как правило, в сельской местности – используют в хозяйственно-бытовых целях воду из подземных децентрализованных источников водоснабжения (колодцы, частные скважины). Она не проходит какой-либо предварительной подготовки и может представлять опасность для здоровья населения.

О том, что удалось выяснить в ходе изысканий, рассказывает Ирина Сергеевна Иванова – старший научный сотрудник лаборатории гидрогеохимии и геоэкологии Томского филиала Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук.

Где и как ученые проводили исследования?

Ежегодно специалисты ТФ ИНГГ СО РАН совместно с коллегами из Томского политехнического университета в процессе летних полевых исследований отбирают и анализируют подземную воду в сельских районах Томской области. В связи с транспортной доступностью, наиболее детально изучаются источники в южной и центральной частях региона.

Пробы отбирают на различные виды анализов, включая химический (макро- и микрокомпонентный), газовый, микробиологический, изотопный и органический, что очень важно для болотистой местности. Далее образцы воды исследуют в аккредитованных лабораториях ТПУ, Института химии нефти СО РАН, Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН и в Национальном центре научных исследований Тулузы (Франция).

Обрабатывая полученные анализы, ученые изучают происхождение и условия формирования природных вод, а также определяют, почему в водах концентрируются определенные элементы, в каких формах и как они мигрируют. Также специалисты детально занимаются проблемами вторичного минералообразования – в этой работе используется программный комплекс HydroGeo, разработанный сотрудником ТФ ИНГГ СО РАН доктором геолого-минералогических наук Михаилом Болеславовичем Букаты и сертифицированный в Росатомнадзоре.

Старая водонапорная башня в одном из сел Томской области

Что удалось выяснить в результате анализа?

Основные проблемы для качества питьевых подземных вод Томской области – высокие концентрации железа, марганца, органических веществ (наличие органического углерода, окисляемость и т.д.) и биогенных соединений (азота и фосфора). Эти «загрязнения» носят природный характер и связаны в том числе с широким распространением болот.

Содержащиеся в воде органические вещества способствуют повышению уровня железа и марганца. С глубиной более 200 м на смену этим компонентам приходит высокая соленость, повышенное содержание микрокомпонентов мышьяка, лития, бора и стронция, а также бария. При этом в эпидемиологическом отношении подземные воды являются безопасными – кишечная палочка не была обнаружена ни в одной из проб.

– Микрофлора приспосабливается к геохимической среде вод, богатой органикой, но бедной минеральными веществами, – говорит Ирина Иванова. – Соответственно, основное развитие получили гетеротрофные бактерии, питающиеся готовым органическим веществом. Автотрофные, использующие углерод неорганических соединений, представлены денитрифицирующими и железобактериями, что связано со спецификой химического состава вод.

Микроорганизмы питьевых подземных вод децентрализованного пользования, культивированные на твердых питательных средах: а) психрофильные сапрофиты; б) олиготрофные бактерии; в, г) нефтеокисляющие бактерии

Насколько опасна такая вода?

Как подчеркивает Ирина Иванова, железо, марганец и другие характерные для области загрязняющие компоненты легко устраняются при водоподготовке. В целом, вода централизованного пользования в Томской области соответствует нормам. Опасной является только вода, не прошедшая очистку.

– Употребление воды с подобными характеристиками может нанести серьезный вред здоровью, – предупреждает Ирина Иванова. – Нужно учитывать, что негативные эффекты накапливаются постепенно. Высокие концентрации железа вызывают болезни желудочно-кишечного тракта и нервной системы, а также повышают риск возникновения астмы. Повышенное содержание органики в первую очередь сказывается на состоянии зубов.

Чтобы подземные воды можно было пить, не опасаясь за свое здоровье, необходимо использовать специальные фильтрующие установки. С 2017 года в Томской области действует программа «Чистая вода», в рамках которой почти в сотне поселков региона были смонтированы водоочистные комплексы. Ирина Иванова утверждает, что эту программу следует продолжать и развивать, поскольку во многих селах по-прежнему продолжают пить необработанную воду из старых скважин.

Текст к публикации подготовил