Биохимиков из Университета Эмори (США) определили, что молекулы РНК играют ключевую роль в работе защитного механизма нашего организма, пишет портал EurekAlert. Работа ученых опубликована в Journal of Biological Chemistry.

РНК считается неким «промежуточным звеном» между ДНК, которая кодирует инструкции клетки, и белками, которые эти инструкции выполняют. Тем не менее, последние исследования все чаще раскрывают РНК как универсальную молекулу, которая, возможно, выполняет многие функции – даже такие же, как белки.

Грэм Конн (Graeme Conn), профессор биохимии, который курировал работу, изучает, как РНК участвует в ответах организма на инфекции. Когда клетка воспринимает вирус, она активирует сигнальный путь: белок под названием OAS включается и вырабатывает сигнальную молекулу, которая, в свою очередь, активирует другой белок, который уже непосредственно защищает от вируса или же запускает клетки иммунной системы.

Как выясняется, человеческая РНК может играть важную роль в этом пути – в частности, молекула под названием nc886. «Nc» означает «не кодирующая», то есть она не синтезирует белок. У нее другая миссия. Как показало исследование, эта молекула может принимать две разные формы, и одна из них намного лучше активирует OAS, чем другая. В этом случае молекула РНК сама действует как белок. Молекулы nc886 присутствуют во всех клетках организма, ее функция сильно зависит от ее формы и структуры. Пока неясно, может ли измениться реакция иммунной системы на инфекцию, если молекул иммуноактивирующей формы будет больше, чем активной формы.

Дальнейшие исследования особенностей РНК позволят в будущем разработать новые противовирусные терапии, которые не ориентированы на приобретенный иммунитет и, следовательно, подходят как для младенцев, так и для пожилых людей и пациентов с ослабленным иммунитетом.

[Изображение: ru.123rf.com]