В 2020 году уникальную крымскую пещеру Таврида могут открыть для посещения туристов. Для экскурсий планируют выделить лишь часть пространства, другая же часть останется изолированной, чтобы сохранить уникальный микроклимат пещеры. В Тавриде находится самое древнее на территории России пещерное захоронение, утверждают спелеологи. За год ученым удалось найти множество останков древних животных, живших на территории Крыма миллионы лет назад. Об этом на IV фестивале Русского географического общества в Москве рассказали ученые.

Пещера была обнаружена случайно, летом 2018 года, при строительстве федеральной трассы Таврида. Находка расположена близ посёлка Зуя в Белогорском районе республики Крым. С тех пор ученые исследуют этот объект и обнаруживают все больше интересных фактов:

«Я нередко бываю в пещерах, но никогда в жизни не видел того, что обнаружено здесь. В пещерах мы часто видим корни растений, которые проходят сквозь трещины, это нормальное явление. Но сквозь монолитный блок известняка, сквозь пористый известняк, чтобы корни просто просачивались как через губку... я такого ни разу не видел. Это очень интересное явление, мы стараемся его зафиксировать, сохранить, изучить. Еще один интересный момент — на стенах в пещере мы увидели черные отметины на высоте 3-5 метров от пола. Наши коллеги минерологи и микробиологи изучали эти отложения. Выяснилось, что на стенах находится фосфат кальция, который образуется при соприкосновении органики и неорганики известняка. Сейчас здесь органики конечно нет. Похоже, что раньше она находилась здесь в большом количестве и заполняла всё. Как это могло быть? Уже подтверждено, что ранее здесь было огромное скопление, миллионы, летучих мышей. Через миллионы лет вся органика исчезла, но следы ее проникновения в камень остались», — рассказал спелеолог, учёный секретарь РГО в Республике Крым, старший преподаватель кафедры землеведения и геоморфологии географического факультета Таврической академии КФУ имени В.И. Вернадского Геннадий Самохин.

Залы пещеры имеют размеры до 10 метров по ширине, общая протяженность отснятой на сегодня части пещеры составляет 1300 метров. Найдены множественные останки животных: как хищников, которые обитали там миллионы лет назад, так и их жертв.

Среди животных, найденных в Тавриде, — останки лошади Стенона, древнего бизона, быка-лептобоза, гигантского верблюда высотой до трех метров и весом до двух тонн, носорогов, грызунов, например, дикобраза Hystrix, и даже фрагменты нижней челюсти древнего зайца (Hypolagus brachygnathus). Пещера была излюбленным местом хищников. Ученые нашли останки гигантской короткомордой гиены, несколько видов медведей, включая раннюю форму пещерного медведя, саблезубых котов и др. Самой впечатляющей находкой специалисты называют гигантскую нелетающую птицу Pachystruthio dmanisensis:

«Бедренная кость этой птицы составляет больше 40 см в длину. Эта птица вероятно была родственником современного страуса, но превышала его по размерам в несколько раз. Ее вес приблизительно равнялся 450 кг. Таким образом Pachystruthio была самой большой птицей в истории Евразии и всего Северного полушария», — рассказал старший научный сотрудник Зоологического музея имени М.И.Глобенко Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского Дмитрий Старцев.

До сих пор не подтверждено и не опровергнуто присутствие древних людей в Тавриде. В ближайших планах у ученых — продолжить изучение этого вопроса: специалисты надеются, что рано или поздно им удастся найти факты присутствия древнего человека в пещере.

Фотографии в материале: Янина Хужина / «Научная Россия»