Исследователи из Универсального онкологического центра UCLA Jonsson (США) определили новый путь доставки лекарств с помощью жировых клеток, который может помочь остановить рост опухоли и предотвратить возвращение рака у мышей, передает портал EurekAlert! со ссылкой на центр UCLA. Результаты работы опубликованы в журнале Matter.

В доклинических испытаниях команда смогла «перепрограммировать» адипоциты – клетки жировой ткани, которые рак использует в своих целях. Эти клетки питают жирные кислоты энергией, необходимой для стимулирования роста опухоли и метастазирования. Добавив противоопухолевые средства в адипоциты, исследователи превратили клетки в «троянского коня», который попадает непосредственно в стан врага – опухоли – с мощным оружием внутри и поражает вредоносные клетки.

В тестировании новой системы доставки лекарств ученые специально воссоздали в лаборатории жировые клетки, в которые включили липидсвязанный доксорубицин – химиотерапевтический препарат, обычно использующийся для лечения рака. Команда обнаружила, что препарат легко «загружать» в липидные капли, состоящие из противоопухолевой жирной кислоты в жировых клетках. Связывание жирорастворимой липидной молекулы с доксорубицином может помочь снизить токсичность лекарственного средства по отношению к жировым клеткам и повысить способность к загрузке лекарственного средства внутри жировых клеток. После инъекции таких жировых клеток в опухолевый участок или участок с остаточными опухолевыми тканями доксорубицин, заключенный в липидную «капсулу», и жирная кислота могут постепенно высвобождаться в клетки опухоли за счет липидного обмена (метаболизма липидов). Такая «стратегия» в результате останавливает рост опухоли и предотвращает ее рецидив. Внутри опухолевых клеток липидная молекула, связанная с доксорубицином, может эффективно расщепляться, чтобы продемонстрировать уничтожающий эффект препарата.

Новый метод может быть не только полезным для доставки лекарств от рака в опухоль: в будущем его можно применить в лечении других заболеваний, связанных с метаболизмом липидов.

[Иллюстрация: Matter]