Опухоли меланомы - одного из видов рака кожи - увеличиваются и метастазируются из-за взаимодействия между парой молекул, согласно экспериментам на мышах и клетках человека. При этом одна из молекул связана также с ожирением и диабетом, говорится в сообщении Токийского университета.

Исследовательская группа из Института медицинских наук при Токийском университете в течение более десяти лет изучала активацию тканевого активатора плазминогена (tissue-type plasminogen activator, tPA) – белка, который относится к группе секретируемых протеаз. Эта небольшая молекула участвует в таких процессах, как ремоделирование тканей и миграция клеток. tPA взаимодействует с белком покрупнее, который у животных находится внутри клеточной мембраны. Его название – Белок 1, связанный с рецептором липопротеинов низкой плотности (LRP1).

Ученые предлагают блокировать действие tPA, предотвращая его соединение с LRP1. Как показал эксперимент, у мышей, у которых удалили LRP1, опухоли были меньше, даже когда исследователи вживляли грызунам дополнительные tPA.

Другие исследования связывают LRP1 с хроническими заболеваниями, включая диабет, ожирение и болезнь Альцгеймера. «Удивительно, что LRP1 также регулирует рост и распространение рака. Обычно это рецептор для молекул жира», – сказал Бит Хайсиг (Beate Heissig), руководитель проекта.

В 2016 году группа Хайсинга обнаружила, что у мышей, получавших дополнительную tPA, увеличилось количество клеток определенного типа. Этот же тип клеток обычно увеличивается в опухолях меланомы и может усиливать рост опухоли. Основываясь на этом потенциальном соединении, текущий проект был разработан для исследования того, какую роль может играть tPA в раке кожи.

Когда появляются вторичные очаги роста опухолей (метастазы), они используют протеазы, чтобы разрушить белковые цепи, которые удерживают здоровые клетки на месте. Попадая в новый орган, раковые клетки начинают образовывать новые опухоли и подчиняют себе соседние клетки.

Предыдущие клинические исследования пытались остановить образование метастазов, «выключив» протеазы. Однако полная блокировка всех протеаз вызывает непреднамеренные побочные эффекты. Ни одна подобная терапия не увенчалась успехом.

«Наше видение – это терапия рака, которая специально предотвращает взаимодействие LRP1 и tPA, так что останавливается эффект метастазирования протеазы. Лучшее понимание специфических взаимодействий LRP1 и tPA, мы надеемся, приведет к лечению рака протеазы, которые поддерживают нормальный, здоровые протеазные действия tPA», –  сказал Юсеф Салама (Yousef Salama), первый автор исследовательской работы.

Салама также предполагает, что tPA может быть связана с иммунотерапией рака –  метод лечения рака, отмеченный Нобелевской премией 2018 года по физиологии и медицине. Блокирование tPA может усилить действие иммунной системы и потенциально повысить эффективность лечения рака с помощью иммунотерапии, отметили ученые.

[Фото: Wellcome Images CC-BY-NC-ND]