Германские ученые под руководством Фрэнка Лайко (Frank Lyko) выяснили, за счет чего мраморные раки (Procambarus virginalis) смогли так быстро распространиться в пресных водоемах. Анализ генома показал, что эти раки имеют три, а не два набора хромосом, к чему, по-видимому, привело случайное скрещивание в аквариуме. Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Ученые полностью секвенировали геномы десяти мраморных раков из разных уголков мира и провели менее детальный генетический анализ еще двадцати этих животных, выловленных в водоемах Мадагаскара.

Оказалось, что два из трех наборов хромосом практически идентичны, а третья заметно отличается. Авторы работы сделали вывод, что новый вид когда-то возник в результате случайного скрещивания двух раков вида Procambarus fallax из разных регионов мира, оставленных в одном аквариуме.

Три комплекта хромосом — вероятнее всего, и есть секрет столь быстрого распространения этого вида. Достаточное разнообразие генов создает задел для быстрой адаптации к различным условиям. Известно, что мраморные раки удивительным образом могут жить в водоемах с разной температурой, соленостью и кислотностью.

Как было доказано в 2015 году, мраморный рак, которого удовольствием разводят в аквариумах, это отдельный вид, возникший в результате бесполого размножения — вид состоит из одних самок, оказавшихся, фактически, клонами.

[Иллюстрация: Huetter, C./picture alliance/Arco Images G/Newscom]