Ученые объяснили секрет быстрого распространения мраморных раков

Новый вид раков образовался вследствие генетической мутации, которую удалось описать исследователям из Германии.

Германские ученые под руководством Фрэнка Лайко (Frank Lyko) выяснили, за счет чего мраморные раки (Procambarus virginalis) смогли так быстро распространиться в пресных водоемах. Анализ генома показал, что эти раки имеют три, а не два набора хромосом, к чему, по-видимому, привело случайное скрещивание в аквариуме. Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Ученые полностью секвенировали геномы десяти мраморных раков из разных уголков мира и провели менее детальный генетический анализ еще двадцати этих животных, выловленных в водоемах Мадагаскара.

Оказалось, что два из трех наборов хромосом практически идентичны, а третья заметно отличается. Авторы работы сделали вывод, что новый вид когда-то возник в результате случайного скрещивания двух раков вида Procambarus fallax из разных регионов мира, оставленных в одном аквариуме.

Три комплекта хромосом — вероятнее всего, и есть секрет столь быстрого распространения этого вида. Достаточное разнообразие генов создает задел для быстрой адаптации к различным условиям. Известно, что мраморные раки удивительным образом могут жить в водоемах с разной температурой, соленостью и кислотностью.

Как было доказано в 2015 году, мраморный рак, которого удовольствием разводят в аквариумах, это отдельный вид, возникший в результате бесполого размножения — вид состоит из одних самок, оказавшихся, фактически, клонами.

[Иллюстрация: Huetter, C./picture alliance/Arco Images G/Newscom]