Ученые объяснили причину устойчивости татуировок

Татуировки остаются на коже, несмотря на постоянное обновление ее клеток, потому что, погибая, клетки передают пигмент новым.

Ученые из Иммунологического центра Люмини (Франция) показали, какие процессы лежат в основе устойчивости тату-рисунка на коже, сохраняющегося несмотря на постоянное обновление клеток. Оказалось, что при гибели клеток пигмент выходит в межклеточное пространство, а потом захватывается новыми клетками. Статья опубликована в Journal of Experimental Medicine.

Исследователи сделали выводы в результате экспериментов на генетически модифицированных мышах. Им наносили татуировку на хвост, после чего точечно уничтожали макрофаги — иммунные клетки кожи, которые «съедают» пигмент. Однако после уничтожения этих клеток татуировка оставалась в целости и сохранности. Тогда ученые предположили, что клетки способны передавать пигмент «в наследство» новым поколениям.

Чтобы проверить эту гипотезу, авторы работы провели второй эксперимент. Они пересадили участок кожи с татуировкой с одной мыши на другую. Через шесть недель клетки кожи нового хозяина впитали в себя нанесенный пигмент.

Ученые уверены, что их работа позволит создать новые эффективные методы удаления татуировок. Для этого нужно не просто разрушать клетки кожи, содержащие пигмент, что делается сейчас с помощью лазера, но и мешать макрофагам захватывать краску. Тогда она будет просто выводиться организмом вместе с другими отходами клеточной деятельности.

[Иллюстрация: A. Baranska et al/J. Expt. Med.]