Ученые из Иммунологического центра Люмини (Франция) показали, какие процессы лежат в основе устойчивости тату-рисунка на коже, сохраняющегося несмотря на постоянное обновление клеток. Оказалось, что при гибели клеток пигмент выходит в межклеточное пространство, а потом захватывается новыми клетками. Статья опубликована в Journal of Experimental Medicine.

Исследователи сделали выводы в результате экспериментов на генетически модифицированных мышах. Им наносили татуировку на хвост, после чего точечно уничтожали макрофаги — иммунные клетки кожи, которые «съедают» пигмент. Однако после уничтожения этих клеток татуировка оставалась в целости и сохранности. Тогда ученые предположили, что клетки способны передавать пигмент «в наследство» новым поколениям.

Чтобы проверить эту гипотезу, авторы работы провели второй эксперимент. Они пересадили участок кожи с татуировкой с одной мыши на другую. Через шесть недель клетки кожи нового хозяина впитали в себя нанесенный пигмент.

Ученые уверены, что их работа позволит создать новые эффективные методы удаления татуировок. Для этого нужно не просто разрушать клетки кожи, содержащие пигмент, что делается сейчас с помощью лазера, но и мешать макрофагам захватывать краску. Тогда она будет просто выводиться организмом вместе с другими отходами клеточной деятельности.

[Иллюстрация: A. Baranska et al/J. Expt. Med.]