Нейрофизиологи Массачусетского технологического университета определили область мозга, которая отвечает за пессимистическое настроение при принятии решений, - пишет sciencedaily.com со ссылкой на Neuron.

В тестах на животных они показали, что стимулирование области головного мозга, известной как хвостатое (каудальное) ядро, побуждает животных принимать негативные решения: они придают гораздо больший вес ожидаемому отрицательным аспектам по сравнению с теми, чей мозг не стимулировался. Это пессимистичное принятие решений может продолжаться в течение дня после первоначальной стимуляции.

Выводы могут помочь ученым лучше понять, как возникают некоторые разрушительные эффекты депрессии и тревоги, и учитывать это при разработке новых методов лечения пациентов с нейропсихиатрическими расстройствами.

Эмоциональные решения

Лаборатория Энны Грейбиэль - профессор Массачусетского технологического института - ранее идентифицировала нейронную цепь, которая лежит в основе определенного типа принятия решений, известного как конфликт подход - избегание. Эти типы решений, которые требуют внимательного взвешивания положительных и отрицательных элементов, как правило, вызывают большую тревогу. Лаборатория показала, что хронический стресс резко влияет на этот процесс принятия решений: высокий уровень стресса обычно приводит к тому, что животные выбирают варианты высокого риска и большей пользы для себя.

В новом исследовании ученые хотели проверить, могут ли они воспроизвести эффект, который часто наблюдается у людей с депрессией, беспокойством или обсессивно-компульсивным расстройством. Эти пациенты склонны участвовать в ритуалах, предназначенных для борьбы с негативными мыслями, и придавать больший вес потенциальному негативному результату данной ситуации. Такое негативное мышление, по мнению исследователей, может повлиять на принятие решений в конфликте подход - избегание.

Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи стимулировали хвостатое ядро - область мозга, связанную с эмоциональным принятием решений, небольшим электрическим током. Животным предлагалось вознаграждение (сок) в сочетании с неприятным раздражителем (потоком воздуха в лицо). В каждом испытании соотношение вознаграждения и неприятных воздействий было разным, и животные могли выбирать, получать этот поток воздуха или нет.

Такой процесс принятия решений требует анализа затрат усилий и вероятной пользы. Если вознаграждение достаточно велико, чтобы сбалансировать неприятные ощущения от воздуха, дующего в лицо, то животные предпочтут его принять, но, если это соотношение слишком низкое, они отвергают его. Когда исследователи стимулировали хвостатое ядро, расчет затрат и результатов исказился и животные стали избегать комбинаций, которые они принимали ранее. Эффект сохранялся в течение суток после окончания стимуляции.

Этот результат свидетельствует о том, что животные начали обесценивать награду, к которой стремились ранее, и больше ориентировались на цене вызывающего отвращение стимула. «Мы имитируем состояние, в котором происходит переоценивание усилий относительно выгоды», - говорит Грейбиэль.

Хрупкий баланс

Исследователи также обнаружили, что активность мозговых волн в хвостатом ядре преобразовалась, когда изменилась модель принятия решений. Это изменение находится в бета-частоте и может служить биомаркером для мониторинга того, реагируют ли животные или пациенты на лечение, объясняет Грейбиэль.

Грейбиэль начала работать с психиатрами в больнице McLean для изучения пациентов, страдающих депрессией и тревогой, чтобы выяснить, проявляется ли ненормальная активность в коре головного мозга и хвостатом ядре во время принятия решения в рамках конфликта подход – избегание. Исследования магнитно-резонансной томографии (МРТ) показали аномальную активность в двух областях медиальной префронтальной коры, которые соединяются с каудальным ядром.

Внутри каудального ядра ​​есть области, которые связаны с лимбической системой, регулирующей настроение и направляющей входные данные в двигательные области мозга, такие как области производства допамина. Ученые считают, что аномальная активность, наблюдаемая в хвостатом ядре в этом исследовании, может нарушать активность допамина и влиять на эмоциональное состояние и модели принятия решений.

[Фото: sciencedaily.com]