Нейробиологи из Университета Индианы сообщили о первом свидетельстве того, что животные могут мысленно воспроизводить конкретные события прошлого. Это открытие может помочь в разработке новых препаратов для лечения болезни Альцгеймера, - пишет sciencedaily.com.

«Причина, по которой нам интересна память млекопитающих, - это не только понимание животных, но и разработка новых моделей памяти, которые соответствуют типам памяти, ослабленной такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера», - сказал Джонатан Кристал - профессор факультета психологических и мозговых наук Блумингтонского колледж искусств и наук.

В настоящее время, по словам Кристала, большинство доклинических исследований потенциальных новых лекарств от болезни Альцгеймера изучают, как эти соединения влияют на пространственную память - один из самых легкодоступных для оценки типов памяти у животных. Но не потеря пространственной памяти вызывает самые изнурительные последствия болезни Альцгеймера.

«Если ваша бабушка страдает от болезни Альцгеймера, один из самых душераздирающих аспектов болезни заключается в том, что она не может вспомнить, что вы рассказали ей о вашей жизни в последний раз, когда ее видели», - объяснила Даниэль Панос-Браун – ведущий автор исследования.

Именно поэтому ученых особенно интересует эпизодическая память, потому что она снижается при болезни Альцгеймера и в старении в целом.

Эпизодическая память - это способность запоминать конкретные события. Например, если человек теряет ключи от своего автомобиля, они может попытаться вспомнить каждый шаг (эпизод) по пути из автомобиля в настоящее местоположение. Возможность повторного воспроизведения этих событий в определенном порядке именуется «воспроизведение эпизодической информации».

Чтобы оценить способность животных вспоминать прошлые события, лаборатория Кристала провела почти год, работая с 13 крысами, которые они обучили запоминать список из 12 различных запахов. Крысы были помещены в «арену» с различными запахами и вознаграждались, когда они идентифицировали все запахи от второго до последнего или от четвертого до последнего.

Исследователи меняли количество запахов в списке перед каждым тестом, чтобы удостовериться, что крысы ориентируются не на сам запах, а на его положение в ряду – это доказывает способность крыс запомнить весь список по порядку. После обучения Кристал сказал, что животные успешно выполняли задания в течение 87 процентов времени на всех испытаниях. Полученные результаты являются убедительным доказательством того, что животные использовали воспроизведение информации из эпизодической памяти.

Дополнительные эксперименты подтвердили, что воспоминания крыс были долговечными и устойчивыми к «помехам» от других воспоминаний - признаки эпизодической памяти. Они также проводили тесты, которые временно подавляли активность в гиппокампе, ответственном за эпизодическую память, чтобы подтвердить, что крысы использовали именно эту часть мозга для выполнения задач.

Ученые считают, что необходимость разработки надежных способов тестирования эпизодической памяти у крыс является актуальной с появлением новых генетических инструментов, позволяющих ученым создавать крыс с неврологическими состояниями, подобными болезни Альцгеймера. «Если мы хотим устранить болезнь Альцгеймера, нам действительно нужно убедиться, что мы пытаемся защитить нужный тип памяти», - объяснил Кристал.

[Фото: sciencedaily.com]