Ученые нашли способ остановить распространение раковых клеток

Канадские исследователи обнаружили новый прямой молекулярный механизм для остановки раковых клеток от распространения путем воздействия на рибосомы, - пишет phys.org со ссылкой на Nature Cell Biology.

Ученые из Университета Монреаля показали, что нарушение тонкого баланса в составе рибосом (часть клетки, служащая для биосинтеза белка из аминокислот) приводит к остановке пролиферации раковых клеток, вызывая процесс, называемый старением клеток.

«Рибосомы - это сложные машины, состоящие из РНК и белков, необходимых для роста клеток», - сказал профессор биохимии Университета Монреаля Херардо Фербейр, старший автор исследования. Он объяснил, что раковые клетки растут и размножаются очень быстро и, следовательно, требуют огромного количества рибосом. Растущие клетки должны координировать производство как рибосомных РНК, так и рибосомных белков, чтобы собрать их вместе в строгом соотношении.

«Однако мы были удивлены, обнаружив, что, если соотношение рибосомных РНК и рибосомных белков будет выведено из равновесия в раковой клетке, пролиферацию можно закрыть очень простым и прямым образом», - сказал Фербейр.

В ходе исследования команда нашла новый механизм, который отделяет рибосомную РНК от синтеза рибосомного белка, что останавливает распространение клеток, несущих онкогенные мутации. Команда продемонстрировала отсутствие баланса между рибосомной РНК и синтезом рибосомного белка во время онкогенного старения, предотвращающего развитие рака. В лаборатории стареющие клетки закрывали синтез рибосомной РНК, но продолжали производить белки. Затем команда показала, что избыточные копии рибосомного белка, называемого RPS14, могут связывать и подавлять циклинзависимую киназу-4 или CDK4, необходимую для стимулирования клеточной пролиферации.

Фредерик Лессард из Университета Монреаля отметил результаты, которые немедленно могут стать полезными в противораковой терапии: «Препарат, который останавливает биогенез рибосомальной РНК, немедленно приведет к накоплению рибосомных белков вне рибосом, и поскольку опухолевые клетки производят наибольшее количество из них, лекарство будет воздействовать преимущественно на раковые клетки», - сказал он.

Марлен Офингер – участник исследования - добавил: «Физическое взаимодействие RPS14 с CDK4 является самой прямой связью между синтезом рибосомы и регуляторными путями клеточной пролиферации, обнаруженными до настоящего времени. Поэтому, вероятно, найден очень специфический способ предотвратить прогрессирование рака».

[Фото: phys.org]