Группа российских ученых под руководством ведущего научного сотрудника УрФУ и профессора СПбГУ Алана Калуева в ходе эксперимента обнаружила в организме мышей уникальный, генетически детерминированный молекулярный механизм, который переводит состояние тревоги в депрессию. По мнению учёных, работая с этим механизмом, можно лечить не только психические заболевания, но и практически любые заболевания. Результаты исследования представлены в журнале Progress in Neuro-Psychopharmacology & Biological Psychiatry.

На протяжении многих лет Калуев искал эмпирическое подтверждение выдвинутой в начале 1970-х годов американским психогенетиком Ирвингом Готтесманом теории о том, что психические заболевания проще вылечить, разделив их на отдельные симптомы. «Например, об обсессивно-компульсивном синдроме можно говорить лишь в том случае, если обсессии — тревожные, навязчивые мысли — и компульсивные действия связаны друг с другом и их циклы регулярно повторяются», - объяснил Калуев.

Научный коллектив, проводивший исследование, использовал модель хронического социального конфликта. Она представляет собой клетку, в которые помещены несколько самцов мышей. В клетке они начинают борьбу за доминирование, но через 15 минут их разделяют прозрачной перегородкой с небольшими отверстиями, чтобы они могли видеть друг друга, но не могли напасть. На следующий день самцам снова создают конкурентные условия на 15 минут и определяют победителя. После следят за проигравшим. «Как правило, победитель определяется уже в первых поединках. А у хронически проигрывающего самца-„лузера“ через 10 дней формируется синдром тревоги. На 20-й день вместо тревоги наблюдается другая экспериментальная патология — депрессия, что соответствует „классической“ клинической картине: ведь примерно у 70% пациентов с расстройствами психики тревога как раз предшествует депрессии», — рассказал руководитель группы ученых.

Скрининг экспрессии генов мышей в префронтальной коре головного мозга (определяет социальное поведение) и гиппокампе (память и эмоции) показал, что переключения состояния с тревоги на депрессию у проигравшей мыши происходит на 15-й день эксперимента. В это время активируются мозговые гены, отвечающие за активность цитоскелета (клеточного скелета) и мозговых клеток-астроцитов. По результатам эксперимента ученые сделали вывод, что в организме мышей есть геномный механизм, который не имеет непосредственного отношения к синдромам тревоги и депрессии, но все равно сопрягает их на 15-й день эксперимента. По словам Калуева, работа с этим механизмом может помочь в лечении не только психических заболеваний. «Если этот подход применить к другим болезням, можно допустить, что такие уникальные механизмы могут участвовать во „включении“ не только конкретно тревоги и депрессии, но и любых других, причем необязательно психических, заболеваний», - подчеркнул он.

Фото: Сергей Логинов / 66.ru.