Ученые нашли истоки самой страшной эпидемии в истории

Миллионы ацтеков в XVI веке погубил брюшной тиф, возбудителей которого привезли на континент европейцы.

Международная группа исследователей с помощью генетического анализа определила происхождение эпидемии, унесшей жизни примерно 15 миллионов центральноамериканских индейцев в XVI веке. Возбудитель заболевания, бактерию Salmonella enterica, на американский континент, по-видимому, завезли европейцы. О результатах исследования сообщает сайт журнала Science со ссылкой на публикацию в издании Nature Ecology & Evolution.

Ученые работали с образцами ДНК, взятыми из сохранившихся остатков зубов 29 человек, погибших во время эпидемии, проверяя их на ряд возможных заболеваний — оспу, свинку, корь, грипп и брюшной тиф. Положительные результаты дала проверка именно на последний. Скорее всего, бактерию завезли европейцы вместе с домашними животными.

Сохранились описания симптомов болезни, среди которых сильная лихорадка, головные боли, кровотечения из носа, рта и глаз. Местные жители называли болезнь cocoliztli, что переводится примерно как «мор».

Вторая из трех сильнейших эпидемий бушевала в 1545-46 годах и унесла огромное количество жизней, по некоторым данным 80% ацтеков не пережили эти годы.

О том, что индейцев погубило одно или несколько заболеваний, от которых у них не было иммунитета, завезенных европейцами известно уже давно. Но какое именно это было заболевание, оставалось неясным. Авторы нового исследования предполагают, что могли быть и другие патогены, вызвавшие заболевание, но сальмонелла на данный момент самый достоверный и вероятный кандидат.

[Фотография: Christina Warinner / Teposcolula-Yucundaa Archaeological Project]