0 комментариев 620

Ученые МФТИ смогли повысить эффективность наночастиц, обманув организм

Для повышения эффективности наночастиц в организме, иммунную систему нужно переключить на что-то другое

Организм стремится расщеплять на ферменты любое лекарство, попадающее в кровь, поэтому действие препаратов временно. Если речь идет о лекарственных наночастицах, то тут появляется ещё одна проблема – наш иммунитет. Дело в том, что иммунная система активно очищает ткани организма от всех подозрительных частиц, попадающих в кровь: начиная от вирусов и заканчивая, например, частицами дыма. За миллионы лет эволюции вирусы научились противостоять иммунитету и задерживаются в организме хозяина на некоторое время. Однако наночастицы, которые вводятся в организм для лечения рака, такими механизмами не обладают. В итоге основная часть наночастиц, попав в кровоток, поглощается иммунными клетками и не успевает добраться до опухоли.

Как сообщает журнал "Наука и жизнь" со ссылкой на пресс-службу МФТИ, сотрудники Московского физико-технического института вместе с коллегами из Института биоорганической химии им. М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН и Института общей физики им. А.М.Прохорова РАН нашли способ замедлить поедание наночастиц иммунной системой. Известно, что иммунитет очищает кровь от эритроцитов, которые отработали свой срок (в день вырождается примерно 1% эритроцитов). Исследователи предположили, что иммунную систему можно чуть сильнее увлечь удалением эритроцитов, и у нее останется меньше времени следить за наночастицами.

Это удалось сделать с помощью антител, которые связывались с эритроцитами и указывали иммунным клеткам, что их нужно уничтожить. Такие антитела вводили мышам, и в результате время циркуляции наночастиц в кровотоке увеличилось в десятки раз. Некоторые наночастицы плавали в крови не 3–5 минут, а около часа. Эритроцитов становилось меньше, чем обычно, но их число падало только на 5%, и для мышей это ограничивалось лишь лёгкой анемией. Таким образом обман удался, и иммунитет действительно отвлёкся на эритроциты, упустив из виду наночастицы.

Антитела против эритроцитов используют при некоторых болезнях крови и при профилактике резус-конфликта. В итоге, объединив в одной терапевтической схеме уже существующие и вполне проверенные лекарства, можно значительно расширить область применения наночастиц и сделать их по-настоящему эффективными с клинической точки зрения.

Источник: www.nkj.ru