Астрофизики получили новые данные о строении «холодного фронта» в скоплении галактик в созвездии Персея. Он сохраняет свою структуру на максимально удаленном расстоянии от центра скопления и движется в виде двух частей, - сообщается в Nature Astronomy.

Исследование проводят на основе рентгеновских снимков, полученных космической обсерваторией NASA Chandra. На изображении древний "холодный фронт" находится слева, а справа видны спирали молодых фронтов.

Большинство галактик нашей Вселенной входят в состав более крупных образований – скоплений и суперскоплений звездных систем. Их слияние происходит за счет гравитационного притяжения между двумя галактическими «кластерами». Более крупное скопление притягивает меньшее к общему центру масс – центральному ядру всей группы. При слиянии происходит приливная деформация – и под действием приливных возмущений образуется газ, из которого и состоит «холодный фронт». Представим, что скопление галактик – это таз, а газ – вода в нем. Если мы будем трясти или вращать таз, вода будет расплескиваться. «Брызги» – это и есть тот самый фронт. Они расходятся от ядра волнами, закрученными в спираль, пытаясь вырваться наружу из «таза».

В скоплении Персея «холодный фронт» образовался пять миллиардов лет назад, раньше, чем возникла наша Солнечная система. Он растянулся примерно на два миллиона световых лет и движется со скоростью около 300 тысяч миль в час (примерно 483 тысячи км/ч).

Астрономы ожидали, что настолько старый «холодный фронт» должен был сгладиться с течением времени, так как он двигался миллиарды лет в непростой среде, преодолевая звуковые волны и турбулентность, вызванные вспышками огромной черной дыры в центре Персея. Однако его структура сохранилась очень хорошо. По мнению ученых, это произошло благодаря тому, что фронт окружают сильные магнитные поля. Кроме того, выяснилось, что он движется в виде двух частей.

Несмотря на то что спиральная структура в скоплении Персея называется «холодным фронтом», ее температура достигает высоких значений – 80 миллионов градусов. На некоторых, более холодных, участках она равна 30 миллионам градусов.

[Фото: Phys.org]