Ученые ИГХ СО РАН и ИРНИТУ открыли новый минерал

Иркутские ученые открыли новый минерал. Его обнаружили ученые Института геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН и Иркутского национального исследовательского технического университета, сообщает издание «Наука в Сибири». В августе Комиссия по новым минералам, номенклатуре и классификации Международной минералогической ассоциации утвердила название — фторкарлтонит.

«Открытие нового минерала — явление не редкое. Каждый год в мире регистрируют около ста новых разновидностей. В Иркутской области это происходит намного реже — в среднем не больше одного в год. Сейчас ученые находят в основном редчайшие минералы, они либо встречаются в одном—двух местах на Земле, либо образуются в микроскопических количествах и обнаружить их можно только с помощью высокоточного оборудования», — рассказывает старший научный сотрудник ИГХ СО РАН кандидат геолого-минералогических наук Екатерина Владимировна Канева.

Фторкарлтонит нашли два года назад в уникальном месторождении поделочного камня чароита в Мурунском массиве. Неизвестный минерал сине-голубого цвета, ранее не встречавшийся в этих местах, передали в ИГХ СО РАН для идентификации. Порошковый рентгенодифракционный анализ установил, что это карлтонит, очень редкий минерал, относящийся к силикатам и ранее добывался лишь в одном месторождении (на сегодня утраченном) — в щелочном массиве Сент-Илер в Канаде. Находка минерала в новом для него месте сподвигла ученых на дополнительные исследования в научно-исследовательской лаборатории прикладной геохимии и аналитических методов исследования, созданной совместно ИРНИТУ и ИГХ СО РАН. Результаты исследования химического состава и кристаллической структуры дополнили картину.

«В минерале, найденном на Мурунском массиве, в качестве добавочного аниона преобладает фтор, а в карлтоните из Канады — группа OH. Сибирская находка — это F-аналог карлтонита. Потому и название ему было дано — фторкарлтонит», — объясняет Екатерина Канева.

Исследование проводилось в рамках Президентского гранта для молодых учёных «Сравнительная кристаллохимия редких силикатов со сложными структурами из пород чароитового комплекса Мурунского массива». В работе принимали участие научные сотрудники ИГХ СО РАН Екатерина Канева, кандидат геолого-минералогических наук Татьяна Александровна Радомская, кандидат химических наук Людмила Филипповна Суворова и Михаил Александрович Митичкин.

Увидеть уникальный минерал пока можно только в Государственном минералогическом музее им. А.В. Сидорова ИРНИТУ в Иркутске.

Иллюстрация: Голубые вкрапления — фторкарлтонит