Исследователи стремятся уменьшить погрешность в измерении яркости света Луны, - пишет sciencenews.org со ссылкой на National Institute of Standards and Technology reports.

Текущие оценки яркости Луны в любой момент времени и с любой точки обзора имеют не менее чем 5-процентную неопределенность. Причина в том, что эти оценки основаны на измерениях наземных телескопов, которые смотрят на Луну сквозь слои атмосферы Земли.

Теперь ученые поместили телескоп за облаками на высоко расположенном самолете в надежде измерить свечение Луны в пределах примерно 1 процента или менее неопределенности.

Знание точной яркости небесного ночного света Земли может повысить надежность данных от спутников-наблюдателей Земли, которые используют устойчивое свечение Луны, чтобы проверить, что их датчики работают должным образом. Эти спутники следят за погодой, здоровьем урожая и опасным цветением водорослей.

Новая миссия по фиксированию лунных лучей под названием Airborne Lunar Spectral Irradiance Mission или сокращенно air-LUSI, выполнила серию демонстрационных полетов с конца 12 ноября до первых часов утра 17 ноября, - сообщило НАСА. Во время каждого полета телескоп, расположенный на крыле самолета, находящегося на высоте около 21 километра над землей (что примерно вдвое больше высоты полета коммерческого авиалайнера) полчаса находился в лунном свете.

«Когда мы находимся там, атмосфера не является препятствием, - говорит руководитель команды air-LUSI Кевин Турпи - ученый по дистанционному зондированию в Университете Мэриленда (округ Балтимор). - Когда самолет пролетает над 90 процентами атмосферы, «он становится намного ближе к тому, чтобы смотреть на Луну почти таким же способом, как если бы вы находились в космосе».

Исследователи не могут просто запустить спутник в космос, чтобы получить четкое представление о Луне, потому что этот зонд будет «в основном сталкиваться с теми же проблемами, что и все другие спутники, наблюдающие за Землей», которые стремятся использовать яркость Луны, чтобы проверить их функционирование. А именно – такие инструменты разрушаются в суровых условиях космоса. Посылая air-LUSI на короткий полет, а не на орбиту, ученые могут вручную проверить прибор после приземления, чтобы убедиться, что он продолжал работать корректно на протяжении всех своих наблюдений.

Команда Турпи все еще анализирует результаты своего первого наблюдения. Но если измерения air-LUSI будут такими точными, как ожидалось, наблюдения этих и будущих полетов могут быть объединены с данными наземного телескопа, чтобы создать более точную модель появления Луны в различные моменты времени и в разных местах. По мнению Турпи, для снижения неопределенности яркости Луны до 1 процента или менее потребуется проведение наблюдений с помощью воздушного LUSI на различных фазах Луны в течение как минимум трех лет.

В будущем эксперименты по поиску лунного света с помощью приборов, которые летают даже выше, чем воздушный LUSI, возможно, на воздушных шарах на большой высоте, могут помочь измерить лунный свет с еще большей точностью, - говорит исследователь лунной калибровки Хью Киффер. Он не связан с air-LUSI, но смоделировал яркость Луны, используя наблюдения с помощью наземного телескопа для геологической службы США.

Направив спутник на Луну и сравнив его наблюдения с истинной яркостью Луны, ученые могут проверить, правильно ли спутник видит объекты, и откорректировать поступающие с него данные, чтобы компенсировать любые ошибки. По словам Киффера, сложно провести такой же тест с использованием других небесных объектов в качестве опорных источников, потому что «звезды слишком тусклые и остроконечные, а солнце слишком яркое».

Более продвинутые модели яркости Луны могут не только помочь очистить данные от существующих спутников, обращенных к Земле, но и уточнить наблюдения с прошлых спутников, которые смотрели на Луну.