Ученые БФУ и НИИФКИ СО РАН представили новый способ лечения аутоиммунных заболеваний

Новый иммунотерапевтический подход направлен на избирательную инактивацию патогенных лимфоцитов и не наносит вреда здоровым лимфоцитам

Причиной аутоиммунных заболеваний - таких, например, как ревматоидный артрит и рассеянный склероз, является активизация патогенных Т-клеток памяти. Существующие способы лечения действуют как оружие массового поражения, которое уничтожает больные иммунные клетки вместе со здоровыми.
Недавно в журнале Expert Review of Clinical Immunology была опубликована статья профессора БФУ им. И. Канта Виктора Селедцова и заведующей лабораторией клеточных биотехнологий Института фундаментальной и клинической иммунологии (г. Новосибирск) Галины Селедцовой, в которой ученые представили теоретическое обоснование нового иммунотерапевтического подхода, направленного на избирательную инактивацию патогенных (болезнетворных) лимфоцитов и не наносящего вреда полезным (здоровым) лимфоцитам, сообщает пресс-служба БФУ.
«Патогенные T-клетки - это своего рода локомотивы болезни , - рассказывает Виктор Селедцов. - Раньше ученые мало о них знали, но в последнее годы в этом направлении произошел прорыв. В частности, стало известно, какие именно молекулы экспрессируют эти Т- клетки и чем они отличаются, от лимфоцитов, защищающих человека от различных болезней».

По словам Виктора Селедцова, эти молекулы можно использовать как маркеры для обнаружения и уничтожения болезнетворных Т-клеток специфическими моноклональными антителами.
«В своей работе мы описали три вида молекулы, которые экспрессирует патогенная T- клетка и предложили уничтожать её с помощью трех моноклональных антител, водимых пациенту в субоптимальных дозах. Важно, что эти три антитела, действуя совместно, создают оптимальные условия для разрушения патогенных, но не здоровых клеток».

Селедцов отмечает, что новый метод прост, и относительно дешев (моноклональные антитела довольно легко синтезируются), универсален (поскольку с его помощью можно лечить разные виды аутоимунных заболеваний), а главное - безопасен, поскольку не наносит вреда здоровым клеткам и тканям.
«На сегодняшний день препараты, которые пациентам прописывают врачи, подавляют иммунную систему, долгий их прием не излечивает болезнь и наносит существенный вред здоровью пациента. Предложенный нами метод по сути является патогенетическим, он не должен иметь побочных эффектов, которые ограничивали бы его клиническое применение», - заключил исследователь.

Источник: www.kantiana.ru