Специалисты из Тюменского государственного университета (ТюмГУ) предложили новый подход к разработке алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ). По их мнению, в будущем они должны быть основаны на исследованиях в области математики, физики, психологии, философии и других наук. Это как бы «застрахует» ИИ от возможных ошибок и научит его мыслить абстрактно. Исследование опубликовано в журнале Mind and Matter.

Современный уровень развития ИИ позволяет ему успешно управлять современной техникой, делать прогнозы, диагностировать заболевания, выносить судебные решения, решать многие другие задачи. Для этого ИИ использует заданный набор образцов, но проблема заключается в том, что у него нет возможности в случае чего дополнить или пересмотреть его. Поэтому есть серьезный риск того, что автоматически принятое решение окажется неправильным.

Чтобы снизить этот риск, ученые ТюмГУ предлагают новый подход к построению ИИ-алгоритмов, который сделает их более интеллектуальными и «сознательными». Суть его заключается в том, чтобы обучить ИИ смотреть на ситуацию с разных точек зрения. Помочь ему в этом должно будет использование результатов физических, математических, психологических, философских и других исследований.

«Мы вывели ключевой признак наличия у системы «общего ИИ»: она должна быть способна понимать и уметь применять разные модели своего окружения, то есть, проще говоря, разные «мировоззрения» или «теории». Ориентируясь на «теории» как на определенные парадигмы оценки данных, ИИ не только сможет «смотреть на ситуацию по-разному», но и выводить новые принципы, законы, уместные для данной сферы», - рассказал исследователь Школы перспективных исследований ТюмГУ Луи Вервурт.

Кроме того, ИИ будут обучать абстрактному мышлению и этическому поведению, чтобы он мог создавать новые правила или законы. По словам ученых, научить машину этому вполне возможно.

«Высокоуровневое познание, сознание и этическое поведение проистекают из одного источника – из способности овладевать широкими концептуальными рамками, а не только специальными задачами. Мы считаем, что этот процесс можно воспроизвести и в машине», – объяснил Луи Вервурт.

Исследователи из ТюмГУ уверены, что их концепция станет основой для создания систем ИИ нового поколения. Основываясь на ней, они намерены и дальше работать в этом направлении, разрабатывая конкретные решения.

Автор новости: Максим Майоров