Институт медико-биологических проблем (ИМБП) РАН и NASA HRP (Human Research Program - программа исследований человека) завершили в Москве восьмимесячный изоляционный эксперимент SIRIUS-21, в ходе которого было осуществлено моделирование выхода на околоземную орбиту. Экипаж из пяти человек покинул наземный экспериментальный комплекс после 240 суток изоляции 3 июля в 13:00 по Москве.

SIRIUS-21 – это третий этап международного проекта SIRIUS (Scientific International Research In Unique Terrestrial Station), проводящий изоляционные эксперименты.  Он реализуется в рамках концепции Международного центра по разработке системы медико-биологического обеспечения межпланетных полетов и проводится в Москве на базе Института медико-биологических проблем.

Задача проекта  — обеспечить изучение возможности освоения космоса за пределами низкой околоземной орбиты. Это позволит снизить риски для здоровья и работоспособности человека благодаря целевой программе фундаментальных, прикладных и операционных исследований.

Эксперимент начался 4 ноября 2021 г.  В нем приняли участие инструктор Центра подготовки космонавтов  Олег Блинов, врач-хирург ИМБП Виктория Кириченко, младший научный сотрудник института Екатерина Карякина, бакалавр русского языка и литературы из США Уильям Браун, представитель командования космических систем США Эшли Ковальски, а также космонавт-испытатель из ОАЭ Салех Омар Аль Амери.

В ходе исследования были проведены психологические, физиологические и психофизические эксперименты, в том числе моделирование выхода на околоземную орбиту, стыковки с межпланетным комплексом и перелетом до лунной орбитальной станции. Параллельно шла отработка различных ситуаций, в том числе и аварийных.

Для участия в церемонии завершения программы в Москву прибыл руководитель программы исследований человека НАСА Дэвид Бауман. Но исследование на этом не заканчивается: планируется отбор экипажа на новый проект  SIRIUS-2023. 30 июня первый заместитель руководителя  — главный менеджер проекта SIRIUS Марк Белаковский сообщил, что годовой изоляционный эксперимент по имитации полета на другую планету планируется начать в июне-ноябре 2023 г.

Подготовила Лайма Мурадян, под редакцией Максима Майорова.

Источник фото: © РИА Новости / Евгений Биятов