Исследователи из США впервые отследили клеточную миграцию развивающемся мозге, изучая генетические мутации, задокументированные в мозге умерших взрослых, передает EurekAlert!. Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

В развивающемся мозге нервные клетки часто рождаются далеко от того места, где они в конечном итоге будут работать. Эта миграция клеток ранее наблюдалась у животных с помощью химических или биологических индикаторов, и никогда – непосредственно у людей. До недавнего времени.

В своей работе американские исследователи изучали мозг здоровых взрослых людей, которые недавно скончались по естественным причинам. Команда наблюдала несколько сотен мутаций ДНК, которые, вероятно, возникли во время первых нескольких клеточных делений после оплодотворения эмбриона или на раннем этапе развития мозга. Отслеживая эти мутации по всему мозгу умерших людей, ученые впервые смогли реконструировать развитие человеческого мозга.

«Каждый раз, когда клетка делится на две дочерние клетки, случайно возникает одна или несколько новых мутаций, которые оставляют след в виде "хлебных крошек" – их можно считать с помощью современных секвенаторов ДНК», — сказал старший автор исследования Джозеф Глисон из Медицинской школы Калифорнийского университета в Сан-Диего.

Чтобы понять тип клеток, демонстрирующих эти «хлебные крошки», исследователи разработали методы, позволяющие выделить каждый из основных типов клеток в головном мозге отдельно друг от друга. Так, они подтвердили, что два типа клеток – возбуждающие и тормозные нейроны – генерируются в разных зародышевых зонах мозга, а затем смешиваются вместе в коре головного мозга.

Они также обнаружили, что мутации – из тех, что были определены в рамках исследования – в левом и правом полушариях мозга отличаются друг от друга. Это позволяет предположить, что — по крайней мере, у людей — два полушария головного мозга разделяются во время развития плода на более ранних стадиях, чем считалось до этого.

Результаты работы могут помочь в изучении некоторых заболеваний человека – например, эпилепсии. Исследование разъясняет, почему эпилептические очаги всегда возникают в одном полушарии мозга.

[Фото: <A HREF="HTTP://WWW.MERTENSDESIGNLAB.COM" TARGET="_BLANK">VERONIKA MERTENS</A>]