Исследователи из Орхусского университета (Дания) и Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) использовали фрагменты ДНК неандертальцев, разбросанные в неафриканских геномах, в качестве молекулярных часов для оценки интервалов между поколениями в евразийских и американских популяциях, передает портал EurekAlert!. Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature Communications, предполагают, что люди в популяциях в Европе заводят детей в среднем в более молодом возрасте, чем популяции из Восточной Евразии и Америки за последние 40 000 лет.

По оценкам ученых, разница между средним интервалом между поколениями среди популяций составляет от трех до пяти лет. Они полагают, что эта разница скорее всего раньше была более существенной. Полученные результаты об интервалах между поколениями отражаются в накоплении генетических изменений в разных частях света.

«Родители, которым больше лет, передают своим детям мутации, отличные от мутаций родителей помладше. В этом исследовании мы обнаружили, что в группах населения, у которых, по оценкам, есть пожилые родители от неандертальского наследия, также есть мутации, предполагающие более старшее отцовство», – отмечают авторы работы. 

Эти мутационные различия также позволили исследователям разобраться, связаны ли изменения в интервалах между поколениями с изменениями возраста отца при репродукции, возраста матери при репродукции или и тем, и другим. Так, анализ показал, что у населения Восточной Азии, как правило, отцы были старше, чем матери, в то время как в Европе оба родителя были примерно одного возраста. 

Так почему же продолжительность поколений исторически различалась по всему миру? Авторы полагают, что это, вероятно, было реакцией на изменения в окружающей среде. Различия в климате, а также технологические и культурные изменения в человеческих обществах могли сделать условия жизни более или менее благоприятными для воспроизводства и, таким образом, сыграть важную роль в принятии решения, когда лучше всего иметь потомство.

[Иллюстрация: MOISÈS COLL MACIÀ, AARHUS UNIVERSITY]