Исследователи из США определили в мозгу мышей путь, который активируется, когда мыши видят, как чешутся их сородичи. Так называемый «заразный зуд» контролируется через зрительный путь, который работает независимо от зрительной коры, сообщает Медицинская школа Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Результаты работы опубликованы в журнале Cell Reports.

В серии подробных экспериментов команда обнаружила, что за зеркальную реакцию на зуд у мышей отвечают специализированные клетки в сетчатке мышиного глаза. Эти клетки, известные как внутренне светочувствительные ганглиозные клетки сетчатки (ipRGC), соединяются с супрахиазматическим ядром – крошечной областью мозга, отвечающей за контроль циркадного ритма, – и заставляют мышь чесаться. В 2017 году та же исследовательская группа обнаружила, что супрахиазматическое ядро ​​было очень активным, когда мыши начинали чесаться после просмотра видеороликов, в которых чешутся другие мыши.

Если удалить специфический нейропептид, который несет сигналы от ipRGC, мыши не будут чесаться, независимо от того, цела зрительная кора (область мозга, которая обрабатывает визуальную информацию) или нет, добавляют авторы работы. Мыши без функциональной зрительной коры способны обнаруживать это чесательное движение – и поэтому чешутся. Такое поведение кажется важным для их выживания.

«Мы, люди, также чувствуем зуд, когда видим, как другие люди чешутся, и мы склонны зевать, когда видим, что другие люди зевают, но неясно, полезен ли нам этот рефлекс, – цитируют руководителя исследования Чжоу-Фэн Чена (Zhou-Feng Chen) в пресс-релизе. – Путь заразного зуда у людей может отличаться от того, что мы видели у мышей. Вполне вероятно, что человеческий ответ требует зрительной коры. Но у людей заразный зуд может быть просто эволюционным пережитком. Нужно вернуться к животным, таким как эти мыши, чтобы узнать, почему эти типы поведения когда-то были или могут быть важны для выживания».

Возможное объяснение заключается в следующем: поскольку мыши ведут ночной образ жизни и часто находятся в темных местах, им может быть важно знать, может ли область, в которой они перемещаются, быть полна насекомых – например, комаров. Из-за плохого зрения мыши могут их не заметить, но зато могут среагировать на движение сородичей. Если соседние мыши начинают чесаться, это может быть предупреждающим сигналом о том, что их кусают комары или другие насекомые.

Чтобы узнать больше о том, как зрительный путь, обнаруженный в этих экспериментах, может быть важен для выживания, команда изучает, как мыши с нефункционирующей зрительной корой реагируют на другие типы стимулов.

Результаты работы позволяют лучше понять триггеры, вызывающих зуд, и в конечном итоге могут помочь подавлять состояния, связанные с зудом, у людей. Работа также предоставляет больше доказательств того, что некоторые клетки сетчатки, ранее не связанные со зрением, на самом деле могут помогать нам, когда мы видим.

[Иллюстрация: CHEN LAB/WASHINGTON UNIVERSITY SCHOOL OF MEDICINE]