© РИА Новости / Евгений Епанчинцев

Археологи изучили диету и размерные характеристики археологических собак из памятников Сибири и Дальнего Востока. Используя изотопный анализ костных остатков, они узнали, как изменились пищевые предпочтения собак в процессе одомашнивания. Так, ученые выяснили, что собаки ярко выражали предпочтение в еде в зависимости от той формы адаптации, которую вел человек. Например, собаки, жившие среди морских охотников, питались нехарактерной для волков морской пищей.

Над проектом работали директор Учебно-научного музея Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Александр Попов и научный сотрудник Музея археологии и этнографии ДВФУ Борис Лазин в составе международной группы ученых.

Данные десятков сибирско-дальневосточных памятников периода голоцена помогли установить, что диета археологических собак сильно отличалась от диеты их предков — серых волков, которые дожили до современности. Это фиксируется различными аналитическими способами, в том числе изотопным анализом костных остатков древних собак. Анализ показывает, что в процессе доместикации на самых ранних стадиях, примерно десять-восемь тысяч лет назад, собаки изменили свою диету, так как стали одомашненным спутником человека. Постепенно они превратились из абсолютных хищников в потребителей пищи человека и ее остатков.

В отличие от диких предков археологические собаки имели большой процент пищи, нехарактерной для волков. В то время как большинство диких волков питались наземной пищей (в основном копытными) и в редчайших случаях отдавали предпочтение морской или водной, собаки ярко выражали предпочтение в еде в зависимости от той формы адаптации, которую вел человек. По результатам изотопного анализа диета особей, которые жили в скотоводческих или земледельческих обществах, связана с культивируемыми злаками. У собак, живших среди морских охотников и собирателей, наблюдается большой процент морской пищи, нехарактерной для волков. Эти данные получены для археологических собак из Приморья из памятников Бойсмана-2 (неолит), Поспелово-1 (ранний железный век), которые исследовали археологи ДВФУ.

Ученые отмечают, что все археологические собаки были примерно в два раза меньше, чем их дикие современники и даже волки, населяющие Землю сейчас. Вес археологической собаки — примерно 16, реже 20 килограммов. Современные южные волки весят не меньше 25 килограммов, а их северные родственники — в среднем 31-32 килограмма.

По мнению ученых, размер археологических собак связан с селекцией: древний человек специально выбирал некрупных и неагрессивных особей, которые были помощниками в добыче средних и мелких животных, в изобилии появившихся в послеледниковый период.

Постепенно собаки заняли свою нишу. Для скотоводов-охотников они становятся пастушескими, для северных охотников и северных погонщиков оленей — ездовыми собаками, для более южных соседей — помощниками на охоте, охранниками. Мелкие собаки быстрее растут, менее агрессивные.

Эти адаптивные стратегии древних собак выступали теми характерными особенностями, которые превратили их в неотъемлемую часть жизни человека. Ученые полагают, что данные особенности, выявленные на памятниках Сибири и Дальнего Востока России, носят глобальный характер. При продолжении исследований могут быть установлены те же закономерности для остальных популяций археологических собак независимо от территории их обитания.

Археология как научное направление развивается в Дальневосточном федеральном университете с конца 1950-х годов. За это время проведены десятки археологических экспедиций в регионе, в том числе по сохранению объектов археологического наследия. Университетские археологи организовали первую российскую археологическую экспедицию в Южной Америке и провели пять полевых раскопочных сезонов в Эквадоре, которые ждут своего продолжения. Фонды Учебно-научного музея ДВФУ содержат сотни тысяч эталонных артефактов. Ранее ученые вуза опубликовали в журнале Nature данные о генетике древнего населения российского Дальнего Востока. Исследования археологов университета имеют большое значение для воссоздания картины исторического развития Азиатско-Тихоокеанского региона.

Результаты работы опубликованы в одном из самых авторитетных научных журналов — Science Advances.

Источник фото: radiosputnik.ria.ru