В России, как и в других странах со схожим климатом, железные дороги работают в зимних условиях большую часть года. В такой обстановке необходимо как можно чаще проверять состояние рельсового пути, а именно размер стыковых зазоров. В суровых погодных условиях используемые оптические системы не способны замерить занесенные льдом и снегом зазоры, так как эта среда является для подобных систем непрозрачной.

шал

«Для получения достоверной информации о состоянии стыковых зазоров необходимо использовать датчики, работающие в микроволновом диапазоне частот, для которых снег, лед, песок и мелкие частицы щебня являются прозрачными», – поясняет доцент кафедры лазерных измерительных и навигационных систем (ЛИНС) Роман Вадимович Шалымов.

Проект «Микроволновый датчик бесконтактного контроля стыкового зазора между звеньями рельсовой нити», реализуемый учеными кафедр радиотехнической электроники (РТЭ) и лазерных измерительных и навигационных систем (ЛИНС), позволит проводить измерения границ рельса вне зависимости от погоды. Экспериментальный образец микроволнового датчика представила научная группа в составе молодых ученых кафедр РТЭ и ЛИНС под руководством заведующего кафедрой РТЭ Алексея Сергеевича Иванова. Разработка поддержана грантом конкурса молодежных инновационных проектов СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

«Разработанная технология может быть востребована как при измерении стыковых зазоров между звеньями рельсовой нити, так и при решении других задач, связанных с определением границ металлических объектов или расстояний между такими границами. К таким задачам можно отнести измерение ширины рельсовой колеи, рихтовки, уровня и других геометрических параметров рельсового пути», – рассказала ассистент кафедры ЛИНС Александра Большакова.

«Новизна разработки заключается в обеспечении всепогодного и всесезонного режима работы микроволнового датчика, что является основным конкурентным преимуществом предлагаемого продукта», – отмечает руководитель проекта.

Разработанный экспериментальный образец состоит из нескольких блоков: приемопередающего блока с антеннами и фокусирующими линзами, блока обработки отраженного сигнала, а также блока прецизионного перемещения и вращения приемопередатчиков.

На данный момент создан первый экспериментальный образец, подтверждающий работоспособность предложенной концепции и позволяющий оценить потенциальную точность предлагаемого решения. Уже на первом этапе к разработке проявляет большой интерес одно из ведущих предприятий в области контроля состояния рельсового пути – АО «Радиоавионика». Учёные уверены, что дальнейшая разработка будет проходить при участии предприятия.

 

Источник информации и фото: СПбГЭТУ «ЛЭТИ»