Специалисты Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) им. В.И. Вернадского РАН и Казанского (Приволжского) федерального университета в сотрудничестве с зарубежными коллегами провели комплексное исследование Карлинского кратера. В ходе него удалось доказать, что это  — метеоритный кратер, поскольку его происхождение имеет космогенный характер. Результаты исследования опубликованы в журнале Meteoritics & Planetary Science.

Карлинский кратер находится примерно в 130 км. к юго-западу от Казани, в Республике Татарстан. Его диаметр составляет 7-10 км, а возраст — несколько млн. лет. Кратер уникален тем, что он был образован в осадочной «мишени» (подложке), состоящей практически из чисто карбонатных пород —  известняки и другие отложения.

Топографическая карта Карлинской импактной структуры

Источник фото: ГЕОХИ РАН

Для изучения и выяснения его происхождения, ученые из  ГЕОХИ РАН совместно с российскими и зарубежными коллегами, провели полевые работы, включающие в себя измерение магнитного поля и гравитационного РА, наземные полевые съемки на местности, отбор и лабораторные исследования образцов.

По результатам исследований была разработана 2D-модель глубинного внутреннего строения кратера. Кроме того, было доказана его космогенная природа. «Доказательством космогенной природы Карлинского кратера служат наличие конусов сотрясения, импактных брекчий (пород, сложенных из обломков и сцементированных расплавом; образуются при ударе в процессе кратерообразования), а также планарных деформационных структур — оптических плоскопараллельных нарушений в кварце импактных брекчий», — пояснила доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории метеоритики и космохимии ГЕОХИ РАН Наталья Безаева.

Кроме того, в импактных брекчиях из центра кратера ученые зафиксировали повышенное содержание никеля, что может говорить о том, что кратер подвергся удару астероида. Факт удара также подтверждают магнитные и гравиметрические аномалии Карлинской структуры, которые отличают его от многих других известных метеоритных кратеров.

На сегодняшний день в мире известно более 200 подтвержденных импактных структур (метеоритных кратеров), 15 из которых обнаружены на территории России. Поиск новых метеоритных кратеров — перспективное направление для будущих научных исследований.

Источник фото: Marjolijn van Raaij on Unsplash